Введение: Важным направлением в подготовке кадров органов внутренних дел Российской Федерации является профессиональная подготовка лиц, впервые принятых на службу. В статье раскрываются понятие и сущность личностных особенностей сотрудников правопорядка, современные подходы к их изучению, изучается динамика личностных особенностей слушателей Центра профессиональной подготовки в период прохождения профессионального обучения по должности служащего «Полицейский». У данной категории специалистов выявлены изменения личностных особенностей, способствующие становлению профессионализма.
Материалы и методы. Выборка составила 140 человек (81 мужчин, 59 женщин), сотрудников органов внутренних дел (ОВД), слушателей Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Свердловской области (ЦПП). При обследовании применялись методики: стандартизированный индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик [16; 17], тест смысло-жизненные ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева [8; 9], пятифакторный личностный опросник (FFI) (Р. Маккрае и П. Коста (адаптированный С.Д. Бирюковым и М.В. Бодуновым) [7; 18].
Результаты исследования. Выявлены особенности изменения личностных особенностей сотрудников ОВД, среднего и старшего начальствующего состава, слушателей с разным направлением служебной деятельности.
Обсуждение и выводы. Обобщая результаты исследования, можно в целом заключить, что существуют общие и специфические достоверные изменения личностных особенностей у различных категорий сотрудников ОВД в процессе их профессионального обучения, которые можно объяснить наличием общих и специфических требований к личности, предъявляемых их профессиональными должностными позициями.
Introduction: An important direction in the training of personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation is the professional training of persons who have been recruited for the first time. The article reveals the concept and essence of personal characteristics of law enforcement officers, examines modern approaches to their study, studies the dynamics of personal characteristics of trainees of the Vocational Training Center during the period of professional training as a "Policeman" employee. This category of specialists revealed changes in personal characteristics that contribute to the formation of professionalism.
Materials and methods. The sample consisted of 140 people (81 men, 59 women), employees of the internal affairs bodies (ATS), trainees of the Vocational Training Center of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Sverdlovsk region (CCI). During the examination, the following methods were used: the standardized individual typological questionnaire (ITO) by L.N. Sobchik [15; 16], the meaning-life orientations test by D.A. Leontiev [7; 8], the five-factor personality questionnaire (FFI) (R. McCrae and P. Costa (adapted by S.D. Biryukov and M.V. Bodunov) [6; 17].
The results of the study. The peculiarities of changes in the personal characteristics of the employees of the Department of Internal Affairs, middle and senior management staff, students with different areas of official activity are revealed.
Discussion and conclusions. Summarizing the results of the study, we can generally conclude that there are general and specific reliable changes in personal characteristics of various categories of ATS employees in the process of their professional training, which can be explained by the presence of general and specific personality requirements imposed by their professional positions.
Пестова Светлана Сергеевна-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Svetlana__Pestova@mail.ru
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 122 с
4. Белов В.В. Акмеологический подход к исследованию личности лидера организации // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. Материалы XI международной научно-практической конференции молодых ученых. 2016. С. 106–109.
5. Белов В. В., Криулина А. В. Индивидуально-психологические особенности пожилых женщин с различными системами отношений личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 83–100.
6. Китов А.И. Опыт построения психологической теории управления // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. – №4. ? С. 21–33.
7. Кокурин А.В., Петров В.Е. Особенности применения Пятифакторного личностного опросника в деятельности психологов органов внутренних дел // Психология и право. – 2016. – Т. 6. – № 3. ? С. 40–47.
8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2009. ? 280 с
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487 с
10. Менте М. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
11. Невская К.В. Изучение личностных особенностей военнослужащих // Молодежная наука: Тенденции развития. – 2017. – №1. ? С. 18–25.
12. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. – М.: Прогресс, 1975. – Т. 5. ? С. 23.
13. Рожков В.В. О роли личностно-деятельностного подхода в развитии личности сотрудника ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 1997. – №2 (6). ? С. 7–9.
14. Романов В.В. Юридическая психология: учеб. – М.: Юристъ, 1998. – 488 с
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
16. Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник: практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. – М.: Компания Боргес, 2010. – 59 с.
17. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2005. – 621 с.
18. Costa P., McCrae R. Multiple uses for longitudinal personality data // European Journal of Personality, 1992. Vol. 6, Р. 85-102.