Динамика личностных и интеллектуальных характеристик у старшеклассников с разным уровнем способности к саморазвитию

Dynamics of personal and intellectual characteristics of high school students with different levels of self-development ability

Авторы:
Куницына Ирина Анатольевна,Савин Андрей Владимирович,

DOI:
10.35231/18186653_2022_2_132

Полный текст475,52 КБ

Введение. В данной статье приводятся подходы к определению понятия «способность к саморазвитию», описываются результаты анализа динамики значений показателей личностных и интеллектуальных характеристик, а также мотивации учебной деятельности и учебной успеваемости у старшеклассников с разным уровнем способности к саморазвитию.
Материалы и методы. Обследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Киришская средняя общеобразовательная школа № 6». Выборка представлена обучающимися 8–11 классов в количестве 54 человека. Использовались методы анкетирования и тестирования. Применялся следующий психодиагностический инструментарий: 1) методика «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (И.С. Домбровская), 2) методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттелла 16 PF (форма C), 3) методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), 4) методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов), 5) методика оценки способности к саморазвитию, самообразованию (В.И. Андреев).
Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что у обучающихся старших классов с высоким, средним и низким уровнем способности к саморазвитию в течение года наблюдается разная динамика значений показателей личностных характеристик. В то же время значения показателя интеллекта, а также мотивации учебной деятельности во всех группах существенно не изменились. Учебная успеваемость снизилась у старшеклассников с высоким и средним уровнем способности к саморазвитию.
Обсуждение и выводы. Выявлено, что обучающиеся старших классов с высоким уровнем способности к саморазвитию в течение одного года (2020–21 гг.) стали менее эмоционально устойчивы. Для них менее значимой стала возможность заниматься творческой деятельностью, они стали больше ценить свободу, как жизненную ценность. Данные результаты обусловлены увеличением нагрузки, связанной с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, отсутствием свободного времени, повышением эмоционального напряжения.
У обучающихся со средним уровнем способности к саморазвитию существенно снизился уровень эмоциональной устойчивости и самостоятельности.
Старшеклассники с низким уровнем способности к саморазвитию стали существенно более беспокойными, озабоченными. Для них более значимой стала материально обеспеченная жизнь. Повысилась значимость инструментальной ценности «Смелость в отстаивании своего мнения», снизилась значимость ценности «Рационализм». Только у этой группы школьников повысился уровень общей способности к саморазвитию. Вероятно, данные школьники на этапе обучения в старших классах начали чаще задумываться о своем будущем и понимать необходимость повышения собственной активности.
Полученные данные следует учитывать при организации психологического сопровождения старшеклассников в условиях образовательной организации.


Introduction. This article presents approaches to the definition of the concept of "ability to self-development", and also describes the results of the analysis of the dynamics of the values of personal and intellectual characteristics, as well as the motivation of educational activities and academic performance in high school students with different levels of ability to self-development.
Materials and methods. The survey was conducted on the basis of the municipal educational institution "Kirishi Secondary School No. 6". The sample is represented by students of grades 8-11 in the number of 54 people. The methods of questioning and testing were used. The following psychodiagnostic techniques were used: 1) methodology "Motivation of educational activity: levels and types" (I.S. Dombrovskaya), 2) methodology of multifactorial personality research R.B. Kettell 16 PF (form C), 3) methodology "Value orientations" (M. Rokich), 4) questionnaire for the diagnosis of self-actualization of the SELF, 5) methodology for the diagnosis of reflexivity (A.V. Karpov), 6) Methodology for assessing the ability to self-development, self-education (V.I. Andreev).
The results of the study. In the course of the study, it was found that high school students with high, medium and low levels of self-development ability have different dynamics of values of personal characteristics during the year. At the same time, the values of the intelligence index, as well as the motivation of educational activity, have not changed significantly in all groups during this time. Academic performance decreased among high school students with high and medium levels of self-development ability.
Discussion and conclusions. It was revealed that high school students with a high level of self-development ability within one year (2020–21) became less emotionally stable. For them, the opportunity to engage in creative activities has become less important, they have become more appreciative of freedom as a vital value. These results are due to an increase in the workload associated with preparing for the OGE and USE, lack of free time, increased emotional stress.
Students with an average level of self-development ability have significantly decreased the level of emotional stability and independence.
High school students with a low level of self-development ability have become significantly more restless, anxious. For them, a financially secure life has become more significant. The importance of the instrumental value "Courage in defending one's opinion" has increased, the importance of the value "Rationalism" has decreased. Only this group of schoolchildren has increased the level of general ability to self-development. Probably, these students at the stage of studying in high school began to think about their future and understand the need to increase their own activity.
The data obtained should be taken into account when organizing psychological support for high school students in an educational organization.

Куницына Ирина Анатольевна
кандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
i-kunitsyna@yandex.ru

Савин Андрей Владимирович
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
savin2412@gmail.com

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
2. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 496 с.
3. Ильин Е.П. Психология взрослости. – СПб.: Питер, 2012.
4. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб., Речь, 2004. – 112 с.
5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т.24. – №5. – С. 45–57.
6. Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. – М., 2007. – С. 9
7. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. – С. 25–29.
8. Реан А.А. Акмеология // Психологический журнал. – 2000. – №3. – С. 88–95.
9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. – С. 9–20.
10. Фетискин Н.П. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: ИИП, 2009.
11. Щукина М.А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2009. – № 1–1. – С.154–164.

Ключевые слова:
саморазвитие, способность к саморазвитию, обучающиеся старших классов, личностные особенности self-development, ability to self-development, high school students, personal characteristics

Для цитирования:
Куницына И.А., Савин А.В. Динамика личностных особенностей старшеклассников с разным уровнем способности к саморазвитию // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 132–143. DOI 10.35231/18186653_2022_2_132 Kunitsyna, I.A., Savin, A.V. (2022) Dinamika lichnostny`x i intellektual`ny`x xarakteristik u starsheklassnikov s razny`m urovnem sposobnosti k samorazvitiyu [Dynamics of personal and intellectual characteristics of high school students with different levels of self-development ability]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 132– 143. DOI 10.35231/18186653_2022_2_132 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина