Введение. В статье исследуются характеристики совладания, самоотношения и такие личностные особенности юношей и девушек, как агрессивность, конфликтность, стрессоустойчивость. Результаты позволяют уточнить психологические знания об особенностях внутренних ресурсов, способствующих сохранению физического и психического здоровья юношей и девушек, а также о своеобразии формирования самоотношения в юности.
Материалы и методы. Использовался следующий инструментарий: методика для психологической диагностики копинг-механизмов (Э. Хейм, адаптация Л.И. Вассермана); опросник самоотношения (В.В. Столин и С.Р. Пантилеев); методика определения личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев); методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Раге). Выборка представлена студентами 1–2 курса Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество испытуемых – 100 чел., из них 50 юношей и 50 девушек, в возрасте от 18 до 20 лет.
Результаты исследования. Факторный анализ позволил выделить сходство и различия в структуре связей показателей совладающего поведения, самоотношения, агрессивности, конфликтности, стрессоустойчивости юношей и девушек.
Обсуждение и выводы. Отсутствие в факторной структуре общей выборки студентов показателей таких внутренних ресурсов, как совладающее поведение и стрессоустойчивость, не способствует возможному сохранению физического и психического здоровья юношей и девушек. Сходство факторной структуры личностных качеств, отражающих характеристики самоотношения и склонности к агрессивности и конфликтности, позволяет предположить универсальность механизмов формирования устойчивого самоотношения как эмоциональной составляющей самосознания в юности.
Introduction. The study is devoted to the study of the characteristics of coping, selfattitude and such personal characteristics of young men and young girls as aggressiveness, conflict, stress resistance. The results allow us to clarify psychological knowledge about the features of internal resources that contribute to the preservation of physical and mental health of young men and young girls, as well as about the peculiarity of the formation of selfattitude in youth.
Materials and methods. The following methods were used: a method for the psychological diagnosis of coping mechanisms (E. Heim, adapted by L.I. Wasserman); self-attitude questionnaire (V.V. Stolin and S.R. Pantileev); methodology for determining personal aggressiveness and conflict (E.P. Ilyin and P.A. Kovalev); methodology for determining stress resistance and social adaptation (T. Holmes and R. Rage). The sample is represented by students of 1-2 courses of the Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University. The total number of subjects is 100 people, including 50 young men and 50 young girls, aged 18 to 20 years.
Results. Factor analysis made it possible to identify similarities and differences in the structure of relationships between indicators of coping behavior, self-attitude, aggressiveness, conflict, stress resistance of young men and young girls.
Discussion and conclusion. The absence of indicators of such internal resources as coping behavior and stress resistance in the factor structure of the general sample of students does not contribute to the possible preservation of physical and mental health of young men and young girls. The similarity of the factor structure of personal qualities reflecting the characteristics of self-attitude and propensity to aggression and conflict, suggests the universality of the mechanisms of formation of a stable self-attitude, as an emotional component of self-consciousness in youth.
Ермакова Елена Сергеевнадоктор психологических наук, доцент
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e_s_erma-kova@mail.ru
1. Бекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2007. – № 4. – Т.13. – С. 141–144.
2. Борисова И.В., Бирякина В.И. Гендерные особенности агрессивности юношей и девушек // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 1(114). – С. 192–198.
3. Бянкина Л. В., Чумичев А.В. Исследование поведения в конфликтных ситуациях юношей и девушек студенческого возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 8 (186). – С. 349–353.
4. Васюра С.А., Коробейникова Я.П. Копинг-стратегии студентов с разным уровнем коммуникативной активности // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2013. – № 9. – С. 202–208.
5. Гольцова А.А., Поваренков Ю.П. Самоотношение юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 2. – С. 227–232.
6. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
7. Ермакова Е.С. Совладающее поведение, жизнестойкость, стрессоустойчивость и депрессия студентов вуза // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия «Психология». – 2021. – № 2. – С.142–159.
8. Исаева Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере Российской популяции // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 11(89). – С. 144–147.
9. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1996. – 161 с.
10. Корнеева Н.В., Сысоева О.В. Гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте // Психология телесности: теоретические и практические исследования: Сборник статей II международной научно-практической конференции / под общ. ред. Е.В. Буренковой. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009. – С. 241–244.
11. Кочеткова Т.Н. Самоотношение личности как система установок, направленных на себя // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. – № 1. – С. 195–201.
12. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник Костромского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 184–188.
13. Крючкова А.Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 205 с.
14. Лузько А. В. Пути и методы развития стрессоустойчивости у студентов // Архивариус. – 2015. – № 4. – С. 133–136.
15. Петренко Т.В. Тонян М.Н., Кутовая А.А. Изучение конфликтного поведения юношей и девушек в студенческой группе // International innovation research: сб. ст. XI Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 12 октября 2017 г. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 180–183.
16. Репина Е.Н., Рогачевская О.В. Гендерные особенности стрессоустойчивости студентов // Вестник Сыктывкарского университета. – 2019. – № 3 (11). – С. 80–85.
17. Рушина М.А., Орлова А.В. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2015. – № 4. – С. 35–40.
18. Степанова Н.В., Наквасина С.Н. Самоотношение и жизненная удовлетворённость у студентов медицинского вуза // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № 5. – С. 37–42.
19. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 284 с.
20. Тарасян М.Г., Неуймина И.В. Исследование уровня агрессивности студентов разных поколений // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 6-2. – С.184–187.
21. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. – М.: Прометей, 2012. – 280 с.
22. Хватова М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2015. – № 1 (25). – С. 9–17.
23. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2011. – Т. 10. – № 1. – С. 6–19.