Введение. В статье рассматриваются особенности восприятия информации людьми юношеского возраста, обусловленные типом функциональной асимметрии.
Материалы и методы. Проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 90 человек юношеского возраста. Все участники исследования были разделены на три группы: правшей, левшей и амбидекстров. Оценка статистической достоверности различий производилась с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. Было установлено, что между сравниваемыми группами правшей, левшей и амбидекстров существуют достоверные различия во временных показателях выполнения методик, в том случае, если предъявляется невербальное задание.
Обсуждение и выводы. Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют утверждать, что тип функциональной асимметрии может определять особенности восприятия информации людьми юношеского возраста в том случае, если информация носит невербальный зрительный характер.
Introduction. Particularities of perception information by young people with different types of functional asymmetry were shown in the article.
Materials and methods. The empirical study was conducted. The sample of 90 young people were examined. All research participants were divided into three groups: right-handed, left-handed and ambidexterity people. The assessment of statistical reliability of differences was done by using t-test.
Results. It was shown, that right-handed, left-handed and ambidexterity people differed in time characteristics of execution of nonverbal tasks.
Discussion and conclusion. The results of empirical issue allowed to assert, that type of functional asymmetry may determinate particularities of perception of information by young people in the case of nonverbal tasks.
Маклаков Анатолий Геннадьевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.maklakov@lengu.ru
Бойко Евгения Анатольевнакандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ev.boiko@inbox.ru
1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. – 546 с.
2. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина, 1988. – 237с.
3. Горбунова Е. С. Асимметрия полуполей зрения в задачах опознания и зрительного поиска // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2014. – № 2(28). – С. 101–106. – EDN SGMJYZ.
4. Красноплахтова Л. И., Танкаян А. И. Визуализация как средство эффективного повышения уровня восприятия информации и обеспечения интенсификации обучения // Интерактивная наука. – 2018. – № 6(28). – С. 34–36.
5. Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. – СПб.: Речь, 2005. – 368 с.
6. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. – М.: Мир, 1974. – 550 с.
7. Муромцева А. В. Особенности восприятия информации человеком в современном мультимедийном пространстве // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2015. – № 1(1). – С. 66–74. – EDN VNVPBN.
8. Ощепкова О. В. Психофизиологические закономерности восприятия студентами визуальной информации как обоснование принципа наглядности обучения в вузе // Вестник Самарского юридического института. – 2018. – № 2(28). – С. 124–128.
9. Рок И. Введение в зрительное восприятия. В 2 томах. – М.: Педагогика, 1980. – 635 с.
10. Сумин В.И., Чумакова В.В. Исследование процесса аудиовизуального восприятия информации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 199.
11. Суховерхова А.М., Звягина Н.В. Особенности зрительного восприятия информации на веб-сайтах в зависимости от различных характеристик зрения и представленной информации // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-3. – С. 313–314.
12. Щербаков Е.П., Ветренко С.В. Восприятие информации у девочек и мальчиков 5–10 лет в зависимости от ведущего полушария // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 4. – С. 291–296.