Религиозное тюремное служение в России как светском государстве

Religious prison ministry in Russia as a secular state

Авторы:
Белов Петр Юрьевич,

DOI:
10.35231/18186653_2022_1_161

Полный текст880,72 КБ

Введение. Исследование феномена религиозного тюремного служения в светских государствах пока остается преимущественно ведомственным занятием. Анализ основных факторов, влияющих на процесс религиозного тюремного служения в современной России, позволяет определить актуальные и потенциальные проблемы развития этой сферы отношений. Религиоведческое исследование феномена религиозного служения в пенитенциарных учреждениях необходимо для получения объективных научных данных, как основы для качественного государственно-правового регулирования религиозной деятельности в местах лишения свободы. Содержание. В процессе исследования автором рассмотрены: (1) особенности российского светского государства, создающего режим благоприятствования для функционирования крупных конфессий; (2) трудность доступа к верующим, находящимся в местах лишения свободы, как основная проблема религиозного тюремного служения; (3) причины, по которым последователи религий становятся объектами религиозного тюремного служения; (4) правомерность и преступность одного и того же деяния в разные времена, в разных национальных и религиозных традициях как основание помещения человека в места лишения свободы или освобождения из них; (5) различие понятий о справедливом правосудии и нравственности у носителей разных религий, находящихся в социальном пространстве пенитенциарных учреждений светского государства; (6) возможность отказа носителей религий от морального осуждения преступников, признанных таковыми в соответствии с приговорами светских государственных судов; (7) религиозная принадлежность законодателей в светском государстве, как фактор, потенциально способный влиять на правоприменения; (8) неэффективность уголовного наказания в отношении осужденных носителей религий в ситуациях, когда они не считают совершенные преступные деяния противоречащими их религиозным убеждениям; (9) различие нравственных норм поликонфессионального общества как основа разного отношения к содержанию уголовных наказаний; (10) примеры доктринальных положений православия, ислама, буддизма, иудаизма, потенциально способных привести к возникновению нежелательных ситуаций при межрелигиозных контактах в пенитенциарной среде; (11) необходимость принятия обоснованных светских нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в постсоветской России, в связи с развитием религиозного служения в пенитенциарных учреждениях; (12) возможное вытеснение религии из светской пенитенциарной системы. Выводы. Религиозное тюремное служение всегда будет актуальным объектом для пра-вового регулирования в светском государстве. Обозначенные в исследовании потенциальные опасности межрелигиозных конфликтов в пенитенциарной сфере требуют профилактических мер со стороны светской государственной власти. В связи с частичным или полным идейным несовпадением различных религиозных доктрин в поликонфессиональном обществе и идеологии светского государства, в пенитенциарной сфере возникает комплекс проблем и повышается уровень конфликтности. Это требует от государственной власти превентивных профилактических мер воздействия. Действенным инструментом такой профилактики со стороны государства могут стать нормативно-правовые акты разных видов. Законодательные новеллы будут эффективны лишь при условии их поддержки большинством граждан государства, а также при наличии возможности и желания у работников государственных органов обеспечить их выполнение. Государство может использовать не только запретительные меры, но и поощрительные. Например, необходимо поощрять развивающееся в современной России межрелигиозное пенитенциарное сотрудничество как деятельность, способствующую недопущению потенциально возможных конфликтов на религиозной основе в местах лишения свободы. Важными перспективными направлениями дальнейших исследований являются: содержание религиозной деятельности в местах лишения свободы; религиозное тюремное служение в контексте решения практических задач светского правового государства.

Introduction. The study of the religious prison service phenomenon in secular states remains primarily a departmental occupation. The analysis of the main factors influencing the process of religious prison service in modern Russia makes it possible to identify current and potential problems of the development of this sphere of relations. Religious studies research of the phenomenon of religious service in penitentiary institutions is necessary to obtain objective scientific data as a basis for high-quality state-legal regulation of religious activity in places of deprivation of liberty. Content. In the course of the research, the author considers: (1) the features of the Russian secular state, which creates a favorable regime for the functioning of large confessions; (2) difficulty of access to believers in places of deprivation of liberty as the main problem of religious prison service; (3) reasons why followers of religions become objects of religious prison service; (4) the legality and criminality of the same act at different times, in different national and religious traditions, as the basis for placing a person in places of deprivation of liberty, or release from them; (5) the difference in concepts of fair justice and morality among carriers of different religions located in the social space of penitentiary institutions of a secular state; (6) the possibility of religious speakers refusing to morally condemn criminals recognized as such in accordance with the sentences of secular state courts; (7) the religious affiliation of legislators in a secular state as a factor potentially capable of influencing law enforcement; (8) the ineffectiveness of criminal punishment against convicted religious speakers in situations where they do not consider the criminal acts committed to contradict their religious beliefs; (9) the difference in moral norms of a multi-confessional society as the basis for different attitudes to the content of criminal penalties; (10) examples of doctrinal provisions of Orthodoxy, Islam, Buddhism, Judaism potentially capable of causing undesirable situations during interreligious contacts in the penitentiary environment; (11) the need to adopt reasonable secular normative legal acts regulating public relations in post-Soviet Russia in connection with the development of religious service in penitentiary institutions; (12) the possible displacement of religion from the secular penitentiary system. Conclusions. Religious prison service will always be an actual object for legal regulation in a secular state. The potential dangers of interreligious conflicts in the penitentiary sphere identified in the study require preventive measures on the part of the secular state authorities. Due to the partial or complete ideological discrepancy between various religious doctrines in a multi-confessional society and the ideology of a secular state, a complex of problems arises in the penitentiary sphere and the level of conflict increases. This requires preventive measures from the State authorities. Regulatory legal acts of various types can become an effective tool for such prevention from the side of the state. Legislative innovations will be effective only if they are supported by the majority of citizens of the state, as well as if employees of state bodies have the opportunity and desire to ensure their implementation. The State can use not only prohibitive measures, but also incentive ones. For example, it is necessary to encourage interreligious penitentiary cooperation, which is developing in modern Russia, as an activity that contributes to the prevention of potentially possible conflicts on a religious basis in places of detention. Important promising areas of further research are: the content of religious activity in places of deprivation of liberty; religious prison service in the context of solving practical problems of a secular rule of law state.

Белов Петр Юрьевич
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
belovpy05@mail.ru

1. Абаева Л. Л., Сандагийн Ц., Аюшеева М. В. Миряне и ламы: буддийские идеи и практики в трансформирующихся обществах России и Монголии. – Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2019. – 326 с.
2. Гогин А. А. Правонарушения: понятие, сущность, виды. – М.: NOTA BENE, 2007. – 177 с.
3. Горшенков Г. Н. Преступление. Как его понимать? – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. – 169 с.
4. Иванников И. А. Теория и философия права. – М.: Юрлитинформ, 2018. – 143 с.
5. Клименко А. И. Сущность и механизмы современной правовой идеологии государства. – М.: Московский университет МВД России, 2007. – 138 с.
6. Коробеев А. И. Учение о наказании в уголовном праве России. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2011. – 313 с.
7. Кошева С. В. Ислам в духовной и общественной жизни мусульман: традиции и современность. – Ставрополь: Светличная С. Г., 2015. – 121 с.
8. Мещерякова А. Ф. Светское государство в современной России: проблемы и перспективы развития. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 198 с.
9. Надеева М. И. Буддизм: основы философии, психологии, этики, художественной культуры. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2018. – 115 с.
10. Надеева М. И. Духовные ценности ислама. – Казань : КНИТУ, 2011. – 214 с.
11. Немировская Л. З. Библейские религии. Тексты. Комментарии: моногр. – М.: РосНОУ, 2005. – 159 с.
12. Панищев А. Л. Архетип государственности в религиозном сознании человека. – Курск: Мечта, 2010. – 193 с.
13. Плешивцева Е. Ю. Вертикаль и горизонталь диалога культур // От экстремизма к толерантности: этические и социокультурные аспекты: коллективная моногр. / [Денисов С. Ф. и др.] – Новосибирск: Новосибирский гос. архитектурно-строительный ун-т, 2010. – 336 с.
14. Правкин С. А. Эволюция источников права в России: история и современность. – М.: МИЭМП, 2007. – 151 с.
15. Радько Т. Н. Теория функций права. – М.: Проспект, 2014. – 268 с.
16. Рождественский Д. В. Нравственное богословие. – М.: Лествица, 2001. – 252 с.
17. Смирнов М. Ю. Динамика религиозных организаций в дореволюционной России: исторический и статистический обзор // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2010. – № 3. – С. 15–36.
18. Степанов В. В. Понятие и значение малозначительности правонарушения в российском законодательстве. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2008. – 108 с.
19. Стромов В. Ю., Дворецкий М. Ю. Система уголовных наказаний: история развития, сущность, цели, применение и эффективность. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2007. – 513 с.
20. Урбах Э. Мудрецы Талмуда. – М.: Гешарим: издатель М. Гринберг; Иерусалим: Мосты культуры, 2016. – 555 с.
21. Шиманский Г. И. Нравственное богословие. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2017. – 479 с.

Ключевые слова:
религиоведение, тюремное служение, межрелигиозное сотрудничество, религиозный экстремизм, пенитенциарная система, светское государство, religious studies, prison ministry, interreligious cooperation, religious extremism, penitentiary system, secular state.

Для цитирования:
Белов П. Ю. Религиозное тюремное служение в России как светском государстве / П. Ю. Белов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 1. – С. 161–171. DOI 10.35231/18186653_2022_1_161 : Belov, P. Yu. (2022). Fenomen religioznogo tyuremnogo sluzheniya v Rossii kak svetskom gosudarstve [Phenomenon of religious prison ministry in Russia as a secular state]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 161–171. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_1_161

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина