Relations between the Orthodox Church and cinema in the Russian Empire
Авторы:
Сучкова Олеся Александровна,
DOI:
10.35231/18186653_2022_1_124
Введение. В статье рассматриваются основные направления взаимоотношений православной церкви и кинематографа в Российской империи. Источниками для изучения стали архивные материалы и дореволюционные издания, а также использованы исследования отечественных ученых. Содержание. Система взаимоотношений православной церкви и государства к началу XX в. была выстроена в рамках консолидации религиозных сообществ и управленческого аппарата. Высшим духовным органом был Святейший синод, который оказывал огромное влияние на культурно-нравственную жизнь Российской империи. Активное развитие нового явления - кинематографа, называемого «живой фотографией», ставило перед православным духовенством новые задачи. Консервативно настроенная религиозная публика настаивала на запрете религиозной тематики в кино. Либеральное духовенство оценило силу влияния нового искусства и использовало его в своих целях. Важным документом, который определил политику изображения религиозных образов на экране до 1917 г., принято считать указ Синода от 30 марта 1898 г., согласно которому запрещалось «показывать <…> священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Угодников Божиих». Несмотря на это постановление, владельцам кинотеатров все-таки удавалось обходить запреты, о чем свидетельствуют множественные афиши тех лет, однако циркуляры департамента полиции и градоначальников говорят о неукоснительном следовании этому указу. Выводы. В дореволюционный период отношения церкви и кинематографа в России развивались преимущественно в ограничительном ключе. При этом стоит отметить, что полного запрета религиозной тематики на экранах так и не произошло, а в 1910 г. взаимоотношения стали заметно теплеть. Этому активно поспособствовал «Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников». Благодаря его деятельности священнослужители в своих храмах разрешают показывать фильмы о борьбе с пьянством даже во время Великого поста. Таким образом, православная церковь к 1917 г. успела оценить достоинства кинематографа, увидев в нем практическую значимость для духовно-нравственной просветительской деятельности
Introduction. The article examines the main directions of the relationship between the Orthodox Church and cinema in the Russian Empire. The main bases for the study were archival sources and pre-revolutionary publications, as well as the research of domestic scientists. Content. The system of relations between the Orthodox Church and the state by the beginning of the 20th century was built within the framework of the consolidation of religious communities and the administrative apparatus. The highest spiritual body was the Holy Synod, which had a huge impact on the cultural and moral life of the Russian Empire. The active development of a new phenomenon – cinematography, called “live photography”, posed new tasks for the Orthodox clergy. The conservative-minded religious public insisted on banning religious themes in the cinema. The liberal clergy appreciated the power of the new art influence and used it for their own purposes. An important document that determined the policy of depicting religious images on the screen before 1917 is considered to be the decree of the Synod of March 30, 1898, according to which it was forbidden to “show <...> sacred images of Christ the Savior, the Most Holy Theotokos and the Saints of God”. Despite this decree, the owners of cinemas still managed to circumvent the prohibitions, as evidenced by multiple posters of those years, however, circulars of the police department and mayors speak of strict adherence to this decree. Conclusions. In the pre-revolutionary period, relations between the church and cinema in Russia developed mainly in a restrictive way. At the same time, it is worth noting that a complete ban on religious subjects on the screens did not happen, and in the 1910s the relationship was beginning to warm up noticeably. This was actively promoted by the “All-Russian labor union of teetotal Christians”. Thanks to its activities, the clergy in their churches are allowed to show films about the fight against drunkenness even during Lent. Thus, by 1917, the Orthodox Church had time to appreciate the merits of cinema, seeing in it practical significance for spiritual and moral educational activities.
Сучкова Олеся Александровна-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
aboveall@yandex.ru
1. Вестник кинематографии. – 1914. – № 1 (81). – С. 33.
2. Вся кинематография: Настольная адресная и справочная книга / под ред. Ц. Ю. Сулиминского. – М.: Чибрарио де Годэн, 1916. – 80 с.
3. Духанин В. Н. Православие и мир кино. – М.: Драккар, 2005. – 190 с.
4. Калашников С. В. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Св. прав. Синода (1721–1901 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. – Харьков: Типография Адольфа Дарре, 1902. – 368 с.
5. Лебедев Н. А. Кинематограф в дореволюционной России. – М.: Госкиноиздат, 1958. – 52 с.
6. Лихачев Б. С. Кино в России (1896–1926): материалы к истории русского кино. – Ленинград: Academia, 1927. – 208 с.
7. Петербургский листок. – 1909. – № 38. – 8 (21) февр. – С. 2.
8. Преснякова Л. В. Церковь и кинематограф в дореволюционной России // Религиоведение. – 2009. – № 3. – С. 148–155.
9. Церковные ведомости. – 1898. – № 14–15. – С. 81.
10. Чернышов А. В. Кино и религия: из истории взаимоотношения русского православия с кинематографией. 1897–1917. Ч. 1. – Липецк: Всесоюзное общество «Знание». – 1977. – 96 с.
11. Tsivian Yu. Censure Bans on Religious Subjects in Russian Film // Une Unvention du diable? Cinema des premiers temps et religion. An Invention of the Devil Religion and Early Cinema / F. Cosandey, A. Gaudreault and T. Gunning (eds.) – Lausanne: Editions Payot, 1992. – P. 71–80.
Ключевые слова:
кинематограф, православие, цензура, Святейший синод, искусство, религиоведение, фильм, дореволюционная Россия, Российская империя, cinema, Orthodoxy, censorship, Holy Synod, art, religious studies, film, pre-revolutionary Russia, the Russian empire
Для цитирования:
Сучкова О. А. Отношения православной церкви и кинематографа в Российской империи / О. А. Сучкова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 1. – С. 124–137. DOI 10.35231/18186653_2022_1_124
Suchkova, O. A. (2022). Otnosheniya pravoslavnoj tserkvi i kinematografa v Rossijskoj imperii [Relations between the Orthodox Church and cinema in the Russian Empire]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 124–137. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_1_124