Основные этапы интеграции знаний о религии в систему школьного образования России

The main stages of the integration of knowledge about religion into the school education system in Russia

Авторы:
Ленков Павел Дмитриевич,

DOI:
10.35231/18186653_2022_1_113

Полный текст884,29 КБ

Введение. В статье освещается периодизация истории интеграция знаний о религии в систему государственного школьного образования в современной России. Основной критерий для построения периодизации: степень и форма интеграции знаний о религии в систему школьного образования, отраженные в федеральных государственных образовательных стандартах и иных документах. Содержание. Мы выделяем три периода: (1) 1991-2012 гг. - включение знаний о религии в содержание программ дошкольного, общего и профессионального образования, обсуждение возможности включения в школьную программу дисциплин по изучению религии вообще и, в особенности, традиционных религиозных культур народов России; (2) 2012-2015 гг. - включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) в программу общеобразовательных учреждений России, преподавание ведется только в 4-х классах начальной школы; (3) 2015 - наст. время - начало реализации преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в рамках основного общего образования (5-9 классы) общеобразовательных учреждений России. В статье рассмотрены основные процессы, происходившие в каждом из этих периодов, и ключевые тенденции дальнейшего развития. Выводы. Первый период характеризовался активной дискуссией относительно необходимости и форм включения в программу государственного школьного образования отдельного предмета по изучению религии. Второй период отличало появление многочисленных откликов на эксперимент, среди которых преобладали положительные. Две главные тенденции третьего периода: (1) выраженное представителями РПЦ стремление перейти к преподаванию религиозных культур и светской этики в других классах школы, помимо 4-го; (2) установка на укрепление воспитательной, духовно-нравственной и патриотической составляющих курса.

Introduction. The article is devoted to the periodization of history of the integration of knowledge about religion into the system of public school education in modern Russia. The main criterion for the construction of a periodization: the degree and form of integration of knowledge about religion, reflected in federal state educational standards and other documents. Content. We distinguish three periods: (1) 1991–2012 – the inclusion of knowledge about religion in the content of preschool, general and vocational education programs, discussion of the possibility of including in the school curriculum disciplines devoted to the study of religion in general and, in particular, the traditional religious cultures of the peoples of Russia; (2) 2012–2015 – inclusion of the course “Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics” (ORKiSE) in the curriculum of general educational institutions in Russia, teaching is carried only in 4 grades of primary school; (3) 2015 – to present – the implementation of teaching the subject area “Fundamentals of the Spiritual and Moral Culture of the peoples of Russia” (ODNKNR) within the framework of basic general education (grades 5–9) in educational institutions of Russia. The article discusses the main processes that took place in each of these periods, and the key trends in further development. Conclusion. The first period was characterized by an active discussion about the necessity and forms of inclusion a separate subject devoted to the study of religion in the curriculum of public school education. The second period was distinguished by the appearance of numerous responses to the experiment, among which positive ones prevailed. Two main tendencies of the third period: (1) the desire expressed by representatives of the Russian Orthodox Church to move to teaching religious cultures and secular ethics in other grades of the school, apart from grades 4; (2) an orientation towards strengthening the educational, spiritual, moral and patriotic components of the course.

Ленков Павел Дмитриевич
кандидат исторических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
p-lenkov@yandex.ru

1. Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики в школах» // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – № 2. – С. 92–102.
2. Григоренко А. Ю. Кто должен преподавать «Основы религиозных культур и светской этики» в школах? О результатах апробации экспериментальной образовательной программы «Культура конфессий» // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – № 4. – С. 180–185.
3. Бокова О. А. Религия в современном российском школьном образовании: стратегия государственной политики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 3. – С. 191–204.
4. Козырев Ф. Н. Религия в современном образовании: основные понятия и типологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2013. – Т. 14. – № 1. – С. 222–237.
5. Козырев Ф. Н. Религия как дар: педагогические статьи и доклады. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. – 438 с.
6. Ленков П. Д. Можно ли учесть этноконфессиональную специфику регионов России в образовательных программах? // Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования: Материалы V Междунар. науч.-практ. конференции. – СПб., 2003. – C. 543–545.
7. Мирошникова Е. М. Религиозное образование в современной России: проблема дефиниции и тенденции развития // Научные ведомости Белгородского университета. – 2017. – № 24. – С. 95–102.
8. Мирошникова Е. М. Религия в российской модели образования // Философия в Царском Селе: моногр. / отв. ред. М. Ю. Смирнов. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. – C. 135–148.
9. Прилуцкий А. М. Научно-методическое обеспечение преподавания основ религиозной культуры в школе: национальный и региональный опыт // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 2. – С. 156–160.
10. Пронина Т. С., Казеннов А. С. Знание о религии в современной российской школе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2017. – № 4. – С. 160–171.
11. Смирнов М. Ю. ОРКиСЭ как испытание: учитель между религиозным контентом и светским контекстом // ОРКиСЭ в системе школьного образования: панорама взглядов: сб. ст. Всероссийского форума / отв. ред. С. В. Рязанова – Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2019. – С. 81–94.
12. Шапошникова Т. Д. Культурологический контекст преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 1 (22). – С. 100–111.
13. Шмонин Д. В. Религиозное образование и образовательные парадигмы // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2013. –Т. 14. – № 2. – С. 47–64.

Ключевые слова:
знания о религии, религиозная культура, духовно-нравственное воспитание, ОРКиСЭ, ОДНКНР, knowledge about religion, religious culture, spiritual and moral education, ORiKSE, ODNKNR.

Для цитирования:
Ленков П. Д. Основные этапы интеграции знаний о религии в систему школьного образования России / П. Д. Ленков // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 1. – С. 113–123. DOI 10.35231/18186653_2022_1_113 Lenkov, P. D. (2022). Osnovnye etapy integratsii znanij o religii v sistemu shkol'nogo obrazovaniya Rossii [The main stages of the integration of knowledge about religion into the school education system in Russia]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 113–123. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_1_113

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина