Религия в образовательной политике Российского государства в XVIII веке

Religion in the educational policy of the Russian state in the 18th century

Авторы:
Бокова Ольга Анатольевна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_1_101

Полный текст1,06 МБ

Введение. В статье рассматривается государственная политика в отношении воспитания и образования в России в XVIII в. Особое внимание уделяется месту и роли религии в этой политике. Эта тема была предметом исследовательского интереса в дореволюционный период. В настоящее время к ней обращаются как светские, так и конфессиональные авторы - историки, педагоги, философы, религиоведы. Введение в 2012 г. обязательного курса ОРКиСЭ в начальной школе актуализирует изучение присутствия религии в отечественном образовании прошлого времени. Обычно в поле зрения исследователей попадает в первую очередь ситуация с преподаванием Закона Божьего в России XIX в. Значению религии в образовательной политике XVIII в. уделяется меньше внимания. Содержание. На основе изучения законодательных актов и других документов эпохи можно проследить, как менялось отношение власти к преподаванию предметов религиозного содержания, какие ожидания с ним связывались. С целью определить основные характеристики отношения государства к месту и значению обучения религии в образовании, проанализированы такие документы, как «Регламент или Устав Духовной Коллеги», Указ Сената «О вменении родителям в обязанность обучать детей своих Катехизису», «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», «Генеральный План Императорскаго Воспитательного Дома и Госпиталя», «Наказ» императрицы Екатерины II, «Устав народным училищам в Российской империи». Сосредотачивается внимание на тех результатах в нравственном и гражданском облике подданных, которые государственная власть ожидала получить с помощью обучения религии. Эти вопросы рассматриваются в контексте ситуации, складывавшейся в государственном образовании в России XVIII в. в целом. Выводы. В период правления Петра I появляется светское образование - школы, в которых религиозное обучение отсутствовало. Предпринимается попытка обособить и упорядочить образование духовного сословия. Петр I намеревался сделать более плодотворным религиозное просвещение народа в целом. Религиозное наставление рассматривалось как средство формирования нравственных качеств подданного. Екатерина II отводит важнейшую роль воспитанию и стремится создать государственную систему образования, в рамках которой оно бы осуществлялось. В документах этого времени прослеживается идея обусловленно-сти нравственных добродетелей человека религиозным воспитанием. В 80-х гг. XVIII в. государство ожидает, что обучение религии будет способствовать также формированию гражданственности. В целом, преподавание предметов религиозного содержания в XVIII в. носило конфессиональный, индоктринальный характер. Понятие «светское» применительно к обучению присутствует в некоторых документах этого времени и означает обучение, свободное от вероучительного содержания, влияния и контроля Церкви

Introduction. The article deals with the state policy regarding upbringing and education in Russia in the 18th century. Particular attention is paid to the place and role of religion in this policy. This topic was the subject of research interest in the pre-revolutionary period. Currently, both secular and confessional authors – historians, teachers, philosophers, religious scholars – turn to it. The introduction in 2012 of the compulsory course of the ORKiSE in elementary school actualizes the study of the presence of religion in education in the domestic past. First of all, the situation with the teaching of the Law of God in Russia in the 19th century falls into the field of view of researchers. The importance of religion in educational policy in the 18th century has received less attention. Сontent. Based on the study of legislative acts and other documents of the era, one can trace how the attitude of the authorities towards the teaching of religious subjects changed, what expectations were associated with it. In order to determine the main characteristics of the state attitude to the place and significance of teaching religion in education, the article analyzes such documents as the “Regulations or Charter of the Spiritual Colleague”, the Decree of the Senate “On imposing on parents the obligation to teach their children the Catechism”, “The General Institution for the Education of Both Sexes Youth”, “General Plan of the Imperial Educational Home and Hospital”, “Instruction” of Empress Catherine II, “Charter of Public Schools in the Russian Empire”. The author focuses on those results in the moral and civic appearance of the subjects that the state power expected to receive with the help of teaching religion. These issues are considered in the context of the situation that developed in public education in Russia in the 18th century as a whole. Conclusions. During the reign of Peter I, secular education appeared – schools in which there was no religious education. An attempt is made to isolate and streamline the formation of the clergy. Peter I intended to make the religious enlightenment of the people as a whole more fruitful. Religious instruction was seen as a means of shaping the moral qualities of a subject. Catherine II assigns the most important role to education and seeks to create a state education system within which it would be carried out. In the documents of this time, the idea of the conditionality of the person moral virtues by religious education can be traced. In the 1780s the state expected that the teaching of religion would also contribute to the formation of citizenship. In general, the teaching of religious subjects in the 18th century had a confessional, indoctrinal character. The concept of “secular” in relation to education is present in some documents of this time and means education, free from doctrinal content, influence and control of the Church.

Бокова Ольга Анатольевна
кандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
bokovaO2008@yandex.ru

1. Андреева Л. А., Элбакян Е. С. Религиозное образование в России: опыт прошлого и настоящее // Труд и социальные отношения. – 2013. – № 2. – С. 131–140.
2. Барсов Н. Закон Божий // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: в 86 т. Т. 12. – СПб.: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1894. – С. 175–177.
3. Беленчук Л. Н. Просвещение в эпоху Петра Первого // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 3 (30). – С. 54–68.
4. Бецкой И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, конфирмованное Ея Императорским Величеством 1762 года марта 12 дня // Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания, в России, обоего пола благороднаго и мещанскаго юношества, с прочими в пользу общества установлениями. – Т. I. – СПб.: Типография И. К. Шнора, 1789. – С. 1–12.
5. Бокова О. А. Религия в современном российском школьном образовании: стратегия государственной политики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 3. – С. 191–204.
6. Бычкова В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России |// Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. – 2009. – Вып. 1 (12). – С. 7–20.
7. Высочайше утвержденный Устав народным училищам в Российской империи // Полное собрание законов Российской империи. Т. XXII. с 1784 по 1788. – СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – С. 646–669.
8. Генеральный План Императорскаго Воспитательного Дома и Госпиталя, разделенный на три части // Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания, в России, обоего пола благороднаго и мещанскаго юношества, с прочими в пользу общества установлениями. – Т. I. – СПб.: Типография И. К. Шнора, 1789. – С. 81–280.
9. Калинина Е. А. Закон Божий в русской школе первой половины XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. – 2014. – Вып. 4 (59). – С. 85–97.
10. Методическое наследие законоучителей российской школы второй половины XIX – начала XX в.: моногр. / под ред. С. Ю. Дивногорцева. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. – 376 с.
11. Мирошникова Е. М. Религиозное образование в современной России: проблема дефиниции и тенденции развития // Научные ведомости Белгородского университета. – 2017. – № 24. – С. 95–102.
12. Наказ императрицы Екатерины II, данный коммиссии о сочинении проекта новаго уложения / под ред. Н. Д. Чечулина. – СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1907. – 176 c.
13. О вменении родителям в обязанность обучать детей своих Катихизису // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 г. Т. XI 1740–1743. – СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – С. 793–794.
14. Парсамов В. С., Шанская Т. А. Власть и просвещение в России XVIII – начала XIX вв. (Вводные замечания к теме) // Логос. – 2003. – № 4 – 5 (39). – С. 243–259.
15. Регламент или Устав Духовной Коллегии // Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. 1720–1722. – СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – С. 314–346.
16. Сафронова А. М., Кравченко О. С. Законодательство о цифирных школах России первой половины XVIII в. (по материалам Полного собрания законов Российской империи) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2015. – № 1 (136). – С. 112–136.
17. Яринская А. М. К вопросу о планах создания «новой породы людей» в России в правление Екатерины II // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 26–38.
18. Яринская А. М. «Домострой» и «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»: опыт сравнительного исторического анализа // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 334. – С. 84–87.

Ключевые слова:
религия, религиозное образование, светское образование, государственная образовательная политика, Закон Божий, воспитание, нравственность, гражданственность, век Просвещения, religion, religious education, secular education, state educational policy, the Law of God, upbringing, morality, citizenship, Age of Enlightenment

Для цитирования:
Бокова О. А. Религия в образовательной политике Российского государства в XVIII веке / О. А. Бокова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 1. – С. 101–112. DOI 10.35231/18186653_2022_1_101 Bokova, O. A. (2022). Religiya v obrazovatel'noj politike Rossijskogo gosudarstva v XVIII veke [Religion in the educational policy of the Russian state in the 18th century]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 101–112. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_1_101

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина