«Новая этика» в проблемном поле философии культуры

“New Ethics” in the philosophy of culture problematic field

Авторы:
Тульпе Ирина Александровна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_1_86

Полный текст901,01 КБ

Введение. Цель исследования - прояснение вопроса о наличии связи между теорией новой этики (или новой морали), как о ней рассуждали философы, теологи, психологи, социологи, культурологи, и мозаичным набором явлений современной жизни, все чаще обозначаемых словосочетанием «новая этика» (НЭ), в котором «этика» употребляется в общекультурном лексическом значении - синонимичном морали/нравственности. Содержание. Прилагательное «новая» предполагает сопоставление с тем, что предстает в качестве «старого». Достаточно долго в европейской культуре старая этика в содружестве с христианством расценивалась как правильная, образцовая, хранящая семейные ценности. Начало процесса сомнения, выражавшегося в повседневной практике, сделало «новую этику» этикой неправильного поступка, антиморалью. Новая этика рассматривалась и как основание суждений о поступках («ситуационная этика» Дж. Флетчера), и как необходимый результат не борьбы со злом внутри себя, а признания и учитывания наличия зла в личном бессознательном (Э. Нойманн, Д. С. Соммэр). Очевидно, что на идеях «новой этики» и фокусируются из-за отставания старых максим от стремительно меняющейся реальности. Выступая одним из проявлений нравственного кризиса, особенности которого обусловлены качественно меняющейся повседневностью и ее акторов, НЭ втягивает общество в публичное обсуждение назревших проблем. С практической точки зрения очевидно, что коммуникативные навыки, формируемые «старым» кодексом преимущественно запретительных моральных норм, недостаточны, поскольку конкретные кейсы объективно имеют различающиеся субъективные оценки. Выводы. НЭ обозначает наличие реальных проблем там, где прежде общество и общественная мораль их не видели. Отсутствие универсального «хорошего» решения актуализирует ответственность личного выбора и коммуникативного поведения. НЭ не только делает более наглядным хорошо известное противоречие между «теорией и практикой» морали, но и «освежает» теоретическую тематику (в том числе, проблема добра и зла в качестве основополагающих этических понятий, природа нравственности/морали, основания и направление ее трансформаций и потребности в ней коллективного и индивидуального субъекта культуры).

Introduction. The purpose of the study is to clarify the question of the connection between the theory of “new ethics” (or new morality), as it has been argued by philosophers, theologians, psychologists, sociologists, cultural scientists, and a mosaic set of phenomena of modern life, increasingly designated by the phrase “new ethics” (NE), in which “ethics” is used in a general cultural lexical meaning – synonymous with morality. Сontent. The adjective “new” suggests a comparison with what appears to be “old”. For quite a long time in European culture, the old ethics, in common with Christianity, was regarded as correct, exemplary, preserving family values. The beginning of the process of doubt, expressed in everyday practice, made the NE as the ethics of wrong-doing, anti-morality. The NE was also considered as the basis for judgments about actions (Fletcher's “situational ethics”), as a necessary result not of fighting evil within oneself, but of recognizing and taking into account its presence in the personal unconscious (E. Neumann, D. S. Sommer). It is obvious, the ideas of the NE are being focused on because of the lagging of the old maxims from the rapidly changing reality. Acting as one of the manifestations of the moral crisis, the features of which are due to the qualitatively changing everyday life and its actors, NE draws society into a public discussion of urgent problems. So, from a practical point of view, it is obvious that the communicative skills formed by the “old” code, of predominantly prohibitive moral norms, are insufficient, since specific cases objectively have different subjective assessments. Conclusions. NE denotes the presence of real problems where society and public morality have not seen them before. The absence of a universal “good” solution actualizes the responsibility of personal choice and communicative behavior. The NE not only makes the well-known contradiction between the “theory and practice” of morality more visible, but also “refreshes” the theoretical topics (including the problem of good and evil as fundamental ethical concepts, the nature of morality, the grounds and direction of its transformations and the needs for it of collective and individual cultural subject).

Тульпе Ирина Александровна
кандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tulpei@rambler.ru

1. Бадью А. Этика: Очерк о сознании зла / Ален Бадью; пер. с франц. В. Е. Лапицкого. – СПб.: Machina, 2006. – 126 с.
2. Беляева Е. В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности. – Минск: Экономпресс, 2007. – 464 с.
3. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн; пер. с англ. под ред. В. И. Иноземцева. – М.: Логос, 2004. – 368 с.
4. Гидденс Э. Последствия современности / Э. Гидденс; пер. с англ. Г. К. Ольховикова, Д. А. Кибальчич; вступ. статья Т. А. Дмитриева. – М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. – 352 с.
5. Давитадзе М. Д. Уголовное право на защите нравственных ценностей общества // Нравственность для XXI века / под ред. Ю. М. Антоняна. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 82–94.
6. Новая этика: солидарность «потрясенных» (интервью с А. Глюксманном) // Вопросы философии – 1991 – № 3 – С. 84–90.
7. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический / Эрих Нойманн; пер. с англ. Ю. М. Донец; науч. ред. и послесл. В. В. Зеленский. – СПб.: Академический проект, 1999. – 206 с.
8. Пенн М. Микротренды, меняющие мир прямо сейчас / Марк Пени, Мередит Файнман; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 430 с.
9. Смирнов М. Ю. Цифровизация как «обнуление» религий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2019. – № 3. – С. 137–145.
10. Соммэр Салас Д. Мораль XXI века / Дарио Салас Соммэр; пер. с исп. – М.: Кодекс, 2013. – 480 с.
11. Тоффлер, Элвин и Хейди. Создание новой цивилизации / Элвин и Хейди Тоффлер; пер. с англ. // Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX–XXI вв. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 253–269.
12. Эдмондс Д. Убили бы вы толстяка? Задача о вагонетке: что такое хорошо и что такое плохо? / Д. Эдмондс; пер. с англ. Д. Кралечкина. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. – 256 с.
13. Fletcher, Joseph F. Situation Ethics: The New Morality. – Louisville; London: Westminster John Knox Press. 1997. – 176 p.

Ключевые слова:
этика, мораль, нравственность, новая этика, «новая этика», повседневность, информационное общество,ethics, morality, new ethics, “new ethics”, everyday life, information society

Для цитирования:
Тульпе И. А. «Новая этика» в проблемном поле философии культуры / И. А. Тульпе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 1. – С. 86–100. DOI 10.35231/18186653_2022_1_86 Tul'pe, I. A. (2022). “Novaya etika” v problemnom pole filosofii kul'tury [“New Ethics” in the philosophy of culture problematic field]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 86–100. (in Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_1_86

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина