Отчуждённая душа: от С. Кьеркегора к Ф. Берарди

The alienated Soul: from S. Kierkegaard to F. Berardi

Авторы:
Ставцева Ольга Ивановна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_1_8

Полный текст884,90 КБ

Введение. В статье рассматривается специфика кьеркегоровского понимания феномена отчуждения, а также анализируются основные моменты и линии развития постструктуралистской трактовки отчуждения как «инаковости» современным итальянским мыслителем Ф. Берарди. Содержание. В XIX в. сформировалась традиция мыслить тематику страдания и негативности человека в рамках термина «отчуждение», что существенно отличается от трактовок негативных состояний человека с помощью категорий «грех» (Средневековье) или «незнание, заблуждение» (Новое время). Гегелевско-марксистский дискурс понимает негативные состояния человека, несчастье и страдания как результаты или моменты процесса отчуждения. Подход Кьеркегора к этой теме отчасти связан с теологическим понятием греха, но в то же время совпадает и с гегелевским объяснением «темных» сторон человека. В 1970-90-е гг. в рамках постструктуралистского дискурса происходит отход от гегелевско-марксистской парадигмы, и на первое место выдвигаются понятия «желание», «дисциплинирование», «биополитика» (М. Фуко, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар), а также понятия «взрыв», «симуляция», «катастрофа» (Ж. Бодрийяр). Эту тенденцию развивает Ф. Б. Берарди, постигающий отчужденную субъективность как вовлеченную в процесс труда, строго регламентируемого рациональностью либерального капитализма. Выводы. Представленный анализ позволяет сделать ряд выводов: 1) о направленности актуальной философской мысли на проблему экзистенциальной подлинности, которая сегодня рассматривается в политическом, экономическом, а также в психопатологическом аспекте; 2) о более плотной, чем заявлялось ранее, связи кьеркегоровской философии с гегелевским мышлением; 3) об отчуждении субъекта в семиокапитализме, связанном с производством знаков и вовлекающем сознание («душу») человека в бесконечные и множественные потоки сетевых коммуникаций.

Introduction. The article examines the specifics of Kierkegaard's understanding of the alienation phenomenon, as well as analyzes the main points and development lines of the poststructuralist interpretation of alienation as “otherness” by the modern Italian thinker F. Berardi. Сontent. In the 19th century, a tradition was formed to think about the subject of human suffering and negativity within the term “alienation”, which differs significantly from the interpretation of negative human states using the categories “sin” (Middle Ages) or “ignorance, delusion” (Modern Times). The Hegelian-Marxist discourse understands negative human states, unhappiness and suffering as the results or moments of the process of alienation. Kierkegaard's approach to this topic is partly connected with the theological concept of sin, but at the same time coincides with Hegel's explanation of the “dark” sides of man. In the 1970s-90s within the framework of poststructuralist discourse, there is a departure from the Hegelian-Marxist paradigm and the concepts of “desire”, “discipline”, “biopolitics” (M. Foucault, J. Deleuze, F. Guattari, J.-F. Lyotard), as well as the concepts of “explosion”, “simulation”, “catastrophe” (J. Baudrillard) are put forward in the first place. This tendency is developed by F. B. Berardi, who comprehends alienated subjectivity as involved in the process of labor, strictly regulated by the rationality of liberal capitalism. Conclusions. The presented analysis allows us to draw a number of conclusions: 1) about the orientation of current philosophical thought on the problem of existential authenticity, which is now considered in political, economic, and also in psychopathological aspects; 2) about the denser connection of Kierkegaard's philosophy with Hegelian thinking than previously stated; 3) about the alienation of the subject in semiocapitalism associated with the production of signs and involving a person consciousness (“soul”) in the endless and multiple streams of network communications.

Ставцева Ольга Ивановна
кандидат философских наук
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Санкт-Петербург, Российская Федерация
stavtseva_olga@mail.ru

1. Берарди Ф. «Бифо». Душа за работой. От отчуждения к автономии / пер. с ит. К. А. Чекалова. – М.: Издательство Грюндриссе, 2019. – 320 с.
2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / пер. с фр. Н. В. Суслова. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. – 96 с.
3. Гваттари Ф. Смена парадигмы / пер. с фр. И. Мартынова, И. Сивохина // Лаканалия. Конец и любовь. – 2021. – № 36. – С. 90–97.
4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – СПб.: Наука, 1992. – 443 с.
5. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 672 с.
6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. – 892 с.
7. Делёз Ж., Гваттари Ф., Что такое философия / пер. с фр. и послесл. С. Зенкина – М.: Академический Проект, 2009. – 261 с.
8. Кьеркегор С. Или-или. Фрагмент из жизни / пер. с дат., вступ. ст., коммент. и примеч. Н. Исаевой и С. Исаева. – СПб: Издательство РХГА; Амфора, 2011. – 823 с.
9. Кьеркегор С. Болезнь к смерти / пер. с дат. С. А. Исаева // Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Республика, 1993. – С. 251–350.
10. Лёвит К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX в.: Маркс и Кьеркегор / пер. с нем. К. Лощевского. – СПб.: Владимир Даль; Фонд Ун-т, 2002. – 679 с.
11. Лиотар Ж.-Ф. Либидинальная экономика / пер. с фр. В. Е. Лапицкого. – М.: Институт Гайдара; СПб.: Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2018. – 472 с.
12. Лунгина Д. А. Идея спасения в псевдонимных произведениях С. Керкегора. Очерк второй. Анти-климакус как мыслитель модерна («Болезнь к смерти») // Вопросы философии. – 2015. – № 3. – С. 167–174.
13. Лунгина Д. А. К вопросу о гегельянстве Керкегора: концепция Джона Стюарта // Вопросы философии. – 2017. – № 3. – С. 173–197.
14. Фуко M. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году / пер. с фр. А. В. Дьякова. – СПб.: Наука, 2010. – 448 с.
15. Stewart J. Hegel’s Century: Alienation and Recognition in a Time of Revolution. – Cambridge University Press. 2021. – 351 p.
16. Stewart J. Kierkegaard as a Thinker of Alienation // Kierkegaard Studies Yearbook. – 2019. – Vol. 24. – Issue 1. – P. 193–216.

Ключевые слова:
Кьеркегор, Берарди, Гегель, отчуждение, душа, несчастное сознание, хаос, семиокапитализм, отчаяние, Kierkegaard, Berardi, Hegel, alienation, soul, unhappy consciousness, chaos, semiocapitalism, despair

Для цитирования:
Ставцева О. И. Отчуждённая душа: от С. Кьеркегора к Ф. Берарди / О. И. Ставцева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 1. – С. 8–19. DOI 10.35231/18186653_2022_1_8 For citation: Stavtseva, O. I. (2022). Otchuzhdyonnaya dusha: ot S. K'erkegora k F. Berardi [The alienated Soul: from S. Kierkegaard to F. Berardi]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 8–19. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_1_8

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина