Аттестация педагогов общеобразовательных школ в рамках новой образовательной парадигмы: проблемно ориентированный анализ

Авторы:
Пенкина Сона Азизагаевна,Кокшеева Зайни Таласовна,Акмамбетова Марияш Елемесовна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_368

Полный текст556,25 КБ

Введение. Проблема совершенствования аттестации педагогических работников актуальна, что подтверждается ежегодным внесением изменений в правовые акты, саму структуру и организацию процесса. Процесс аттестации педагогов состоит из нескольких обязательных этапов, пройти которые удается не всем учителям. Цель исследования - выявление и анализ причин неосведомленности и неподготовленности учителей к процессу аттестации. В данной статье представлены результаты опроса учителей средних школ Казахстана, которые позволяют классифицировать проблемы и выявить объективные причины, обусловленные организацией аттестации и подготовкой к ней. Материалы и методы. Для выявления проблем организации аттестации педагогов общеобразовательных школ были использованы методы анкетирования, математической обработки и интерпретации результатов. Вопросы в анкетах охватывали широкий круг проблем, в том числе касались осведомленности учителей о системе аттестации педагогов, готовности к национальному квалификационному тесту и понимания этапов процесса аттестации, доступности и прозрачности информации об аттестации в республике. Педагоги прошли анкетирование с использованием вопросов низкого и высокого порядка. Использование Google Forms позволило охватить все области Республики Казахстан, что расширило географию исследования и позволило повысить объективность полученных результатов. Результаты исследования. Большинство педагогических работников указали подготовку к Национальному квалификационному тестированию (НКТ) как самую необходимую для подтверждения или получения квалификационной категории. Среди составляющих процесса прохождения аттестации педагогических работников учителя также выделили неподготовленность аттестуемых к сбору материалов для портфолио; недостаточное количество материалов для подготовки к НКТ; низкое качество курсов повышения квалификации; отсутствие времени на подготовку; большую загруженность самих педагогов; неосведомленность об этапах процесса аттестации, критериях оценки и т.д. Обсуждение и выводы. Результаты показывают, что значительное количество учителей ощущают слабую поддержку со стороны своих учебных заведений, методическая помощь не всегда адекватна потребностям аттестуемых. Выявлен недостаточный уровень самостоятельной работы учителей по подготовке к аттестации педагогов. По итогам проведенного исследования составлены рекомендации по совершенствованию аттестационного процесса.

Пенкина Сона Азизагаевна
-
Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова
Актау, Республика Казахстан
sona.agayeva@yu.edu.kz

Кокшеева Зайни Таласовна
кандидат педагогических наук, доцент
Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова
Актау, Республика Казахстан
zaini.koksheyeva@yu.edu.kz

Акмамбетова Марияш Елемесовна
кандидат педагогических наук, доцент
Астраханский государственный университет
Астрахань, Российская Федерация
akmambetova@mail.ru

1. Агаева С.А., Калиева Э.И., Китибаева А.К. Научно-методическая компетентность в различных контекстах // Вестник Карагандинского университета, серия Педагогика. – 2020. – №2. – С. 25–31.
2. Брю А. Преподавание и исследования: новые отношения и их значение для основанного на запросах преподавания и обучения в высшем образовании // Higher Education Research & Development. – 2018. – №22 (1). – С. 3–18.
3. Бузырев В. В., Гусарова М. С., Чикишева Н. М. Кадровые стратегии в управлении персоналом. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 128 с.
4. Воробьев А. Д. Технология стратегического управления. – Киров: Полекс, 2007. – 150 с.
5. Гриффис К. Стратегии изучения языка // Прикладная лингвистика – 2020. – №41 (4). – С.607-611.
6. Далингер В. А. Аттестация как средство стимулирования роста квалификации и профессионализма педагогических работников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 9. – С. 41–43.
7. Добрынина Г. А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2013. – Вып. 1 (129). – С. 125–131.
8. Жиров А.П. Правовые аспекты аттестации руководящих работников и специалистов в промышленности. – М., 1979. – 122 с.
9. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. – 2-е изд. – СПб.: Высшая школа менеджмента; ИД СПбГУ, 2008. – 548 с.
10. Курилов В.И. Аттестация специалистов народного хозяйства. – М.: Юридическая литература, 1981. – 95 с.
11. Либерсон С. Улучшение социальных исследований и теории. – Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. 1985. – 251 с.
12. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. – М.: ИСО ГУ ВШЭ, 2010. – 173 с.
13. Негру Ф.П. Научно-технический прогресс и трудовой договор / под ред. д-ра юрид. наук Р.З. Лившица. – Кишинев: Штиинца, 1977. – 95 с.
14. Пенкина С.A., Кокшеева З.Т., Китибаева А.К. Сравнительный анализ правил и условий аттестации учителей в Казахстане. // Вестник Карагандинского университета, серия Педагогика. – 2021. – №4. – С. 32–36.
15. Перегонцева Т. В. Технология подготовки учителя к успешной аттестации (в помощь аттестующемуся педагогическому работнику): методическое пособие. – Тюмень: ТОГИРРО, 2012. – 36 с.
16. Современный словарь по педагогике/ сост. Рапацевич Е. С. – Мн.: Современное слово, 2001. – 928 с.
17. Сошенко И. И. Маркетинговые исследования потребностей в дополнительном образовании как ресурс разработки эффективного мониторинга. Научно-педагогическое обозрение // Pedagogical Review. – 2013. – № 1 (1). – С. 58–62.
18. Ташаккори А. и Теддли К. Справочник смешанных методов в социальных и поведенческих исследованиях. –Таузенд-Оукс. 2003.
19. Хныкин Г. Аттестация работников: нормативные акты и практика их применения // Трудовое право. ? 1999. ? N 4. ? С. 11.
20. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? – М.: Просвещение. – 2014. – 175 с.
21. Ragin, C. (2014). The Comparative Method: Moving Beyond Qualitative and Quantitative Strategies. Berkeley: University of California 1987, 71 рр.
22. Tashakkori A., Teddlie Ch. Mixed methodology: Combining qualitative and quantitative approaches. Thousand Oaks, CA: SAGE, 1998.

Ключевые слова:
аттестация, квалификационная категория, образование, аттестация, национальный квалификационный тест, подготовка учителей

Для цитирования:
Пенкина С.А., Кокшеева З.Т., Акмамбетова М.Е. О прохождении аттестации педагогов общеобразовательных школ в рамках новой образовательной парадигмы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. С. 368–381. DOI 10.35231/18186653_2021_4_368

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина