Организация профильного обучения школьников посредством интеграции среднего общего образования и профессионального обучения

Авторы:
Коптелов Алексей Викторович,Ерушева Ольга Александровна,Ковалева Татьяна Александровна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_322

Полный текст858,09 КБ

Введение. Организация профильного обучения является одной из важных задач современного общего образования. В исследовании по ее решению акцент сделан на идее интеграции программ среднего общего образования и профессионального обучения, представлены результаты эмпирического исследования факторов, влияющих на удовлетворенность учащихся и их родителей организацией профильного обучения. Цель исследования - обоснование, разработка и реализация проекта интеграции основной образовательной программы среднего общего образования и основные программы профессионального обучения. Материалы и методы. Методы исследования: социологический опрос, анализ психологической и педагогической литературы, проектирование. В качестве диагностической методики использована модификация инструментария «Степень удовлетворенности качеством и условиями образования основных участников образовательного процесса», разработанного специалистами ФИСОКО. Результаты исследования. В первой серии исследования в качестве факторов, влияющих на организацию профильного обучения, выступили представления родителей о будущей профессии и профессиональном самоопределении их детей, оценка предпрофессиональной подготовки, организованная в школе, а также запрос родителей на профильное обучение и психологическое сопровождение профессионального самоопределения их детей. Результаты второй серии анкетирования указывают на стабильность выбора учащимися траектории получения образования, заданного такими смыслами получения школьного образования, как подготовка к получению профессии и познание основ наук. С учетом мнения родителей и потребностей района в профессиональных кадрах был разработан научно-прикладной проект, который включает комплекс мер по интеграции среднего общего образования и профессионального обучения по специальностям сварщик и портной. В статье представлены ключевые идеи научно-прикладного проекта МОУ СОШ п. Новый Урал Челябинской области как инновационного решения по развитию образовательного процесса в направлении профессионального обучения, а также семинар для педагогов и родителей по развитию культуры взаимодей-ствия семьи и школы в условиях внедрения проекта. Обсуждение и выводы. Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить потребности и запросы обучающихся и их родителей. Их соотнесение с кадровыми потребностями региона стало основанием для интеграции среднего общего образования и профессионального обучения, обоснованием выбора профилей обучения. Важно отметить сложившиеся традиции и положительную атмосферу во взаимоотношениях учащихся со сверстниками и педагогами, что в совокупности с профессиональной подготовкой повышает конкурентоспособность и привлекательность школы по сравнению со средними профессиональными учреждениями муниципального района. Благодарности: Авторы выражают благодарность родителям и выпускникам средней общеобразовательной школы п. Новый Урал за сотрудничество и участие в анкетировании.

Коптелов Алексей Викторович
кандидат педагогических наук, доцент
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Челябинск, Российская Федерация
avkoptelov@rambler.ru

Ерушева Ольга Александровна
-
МОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Новый Урал
Челябинская область, Российская Федерация
new_ural@mail.ru

Ковалева Татьяна Александровна
-
МОУ «Средняя общеобразовательная школа» п. Новый Урал
Челябинская область, Российская Федерация
new_ural@mail.ru

1. Абрамовских Т.А., Коптелов А. В., Ларюшкин С. А., Машуков А. В. Развитие компетенций проектного управления руководителей общеобразовательных организаций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2021. – № 2(47). – С. 110–126.
2. Беркович М. Л., Симченко Н. А. Анализ тенденций развития рынка услуг высшего образования Челябинской области // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 11(100). – С. 499–504.
3. Богосян М. В. Профильное обучение: дань традиции или вызов современности // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-2. – С. 16–20.
4. Данильянц Э. И. Актуальные проблемы истории развития профильного обучения в общеобразовательной школе // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2. – С. 5–13.
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. – 2013. – №4. – С. 258–263 6. Ильина А. В., Коптелов А. В., Ларюшкин С. А. Нормативное обеспечение организации профессиональной ориентации школьников // Методист. – 2020. – № 4. – С. 38–51.
7. Климов Е. А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 3. – С. 94–101.
8. Колодезников П. П., Иванов М. А. Организация профильного обучения в условиях агрошколы // Современное образование: традиции и инновации. – 2020. – № 3. – С. 25–29.
9. Кусакина С. Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 1. – С. 58–66.
10. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. – 2001. – №1. – С. 57– 66. (входит в Scopus)
11. Маркина Н. В., Менщикова И. А. Вопросы профильного обучения в контексте психологического сопровождения реализации ФГОС общего образования // Вестник Академии энциклопедических наук. – 2018. – № 3(32). – С. 43–51.
12. Маркина Н. В. Современные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 233–245.
13. Менщикова И. А. Субъектная позиция профессионального самоопределения студентов университета на завершающем этапе их обучения // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 154–159.
14. Никишин А.И., Рыкман Л.В. Психологическая готовность к выбору профессии и личностные характеристики старшеклассников с разным уровнем осмысленности жизни // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2016. – Т. 4. – С. 142–147.
15. Новикова Е. А., Маркина Н. В Смысловая саморегуляция профессиональной деятельности педагогов как условие развития образовательной организации // Региональные модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных детей: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 23 апр. – 28 сент. 2018 г. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – С. 32–38.
16. Пряжников Н.С. Психология элитарности. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 512 с.
17. Уразаев К.Ф. Психологические особенности профессиональных выборов старшеклассников // Наука и современность. – 2014. – № 27. – С. 102–106.
18. Черемухин П. С., Комиссарова О. В. Опыт профильного обучения школьников на основе сетевого взаимодействия школы с промышленными предприятиями // Школа и производство. – 2020. – № 7. – С. 22–27.
19. Чистякова С. Н. Концепция педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников // Известия АСОУ. – 2015. – Т. 2. – С. 47–52.
20. Юсупова Ю. Л. Влияние объема и содержания информации о человеке на оценку его личностных качеств и принятие последующего решения о приеме на работу // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2011. – № 5(222). – С. 48–57.
21. Lamb S., Glover S., & Walstab A. (2014, August 04). Educational Disadvantage in Regional and Rural Schools [Paper presentation]. 2014 – Quality and Equity: What does research tell us?. https://research.acer.edu.au/research_conference/RC2014/4august/14
22. Lee V., Burkam, D. Dropping out of High School: The Role of School Organization and Structure // American Educational Research Journal. – Vol. 40. – No 2 (Summer, 2003). – pp. 353-393 (41 pages)/ – https://www.jstor.org/stable/3699393
23. Nasibullov R.R., Korshunova O.V., Arshabekov N.R. Rural School as a Resource for the Intellectual and Labour Potential formation of the Rural Society // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. 11(3). 119-128. – https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1092305.pdf
24. Ramirez-Gonzalez, A. Assessment of the Rural Teacher's Profile from the Perspective of the Training Process and the Educational Practice. Educare [online]. 2015. Vol.19. N.3. pp. 86-111. – http://dx.doi.org/10.15359/ree.19-3.9
25. Vocational education and training in small rural school communities // By Country Education Project (Inc.), Youth Research Centre Research report 12 June 2001. – https://www.ncver.edu.au/__data/assets/file/0012/10128/vet-in-small-rural-school-communities-580.pdf.

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, интеграция, профильное обучение, культура взаимодействие семьи и школы.

Для цитирования:
Коптелов А.В., Ерушева О.А., Ковалева Т.А. Организация профильного обучения школьников посредством интеграции среднего общего образования и профессионального обучения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 322–338. DOI 10.35231/18186653_2021_4_322

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина