Системный подход к управлению образованием в современных условиях

Авторы:
Жилина Алла Ивановна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_295

Полный текст527,00 КБ

Введение. В статье представлены результаты логически завершенного многолетнего научного теоретического и практического исследования управления образованием и формирования уровней управления в сложной многоуровневой системе среднего общего образования Российской Федерации. Материалы и методы. Раскрываются основные уровни управления образованием, доказывается необходимость изменения его функций на всех уровнях с позиций системного подхода. Результаты исследования. Показано, как в условиях формирования информационного общества знаний необходимо обеспечить профессиональный подход к анализу, синтезу, моделированию системы управления средним общим образованием в стране. Новая модель управления общим образованием позволит каждому уровню управления обеспечить результативность подготовки выпускников школ к жизни и труду в современных условиях развивающегося информационного общества. Обсуждение и выводы. Целенаправленное решение проблем управления на своём уровне избавит общеобразовательную школу от ненужного вала бумаг и проверок, даст возможность специалистам - профессионалам в управлении быстро и качественно решать все проблемы школы на своём уровне, что, в свою очередь, повысит уровень профессионализма и авторитет всех сотрудников аппарата управления.

Жилина Алла Ивановна
доктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ivan-1912@mail.ru

1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. – М.: ИПЛ, 1981. – С. 365.
2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 321 с.
3. Жилина А.И Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. Кн. 2: моногр. – СПб.: ИОВ РАО, 2001. – 360 с.
4. Жилина А.И. Управление знаниями и развитие человеческого капитала региона в условиях становления экономики знаний начала ХХl века // Образование на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов, технологий: материалы межрег. конф. ЮНЕСКО / под ред. Н.П. Литвиновой. – СПб.: Политехникасервис, 2014. Т.1. – С. 335–348.
5. Юдин Э.Г. Методологическая природа системного подхода // Системные исследования. – М.: Наука, 1973. – С. 38–51.

Ключевые слова:
системный подход, уровни управления образованием, цели и функции управления.

Для цитирования:
Жилина А.И. Системный подход к управлению образованием в современных условиях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 295–308. DOI 10.35231/18186653_2021_4_295

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина