Астенические состояния у детей с ограниченными возможностями здоровья: клинико-психологические аспекты и возможности педагогической коррекции

Авторы:
Шац Игорь Константинович,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_271

Полный текст526,36 КБ

Введение. В статье проведен клинико-психологический анализ астенических состояний в детском возрасте. Описан комплекс организационных, педагогических и психологических мероприятий для оказания эффективной помощи детям с астеническими состояниями. Материалы и методы. Наблюдались 292 ребенка с астеническими расстройствами на фоне различных тяжелых соматических (109 чел.) и психических заболеваний (183 чел.), входящих в группу детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Диагностика нарушений проводилась в рамках клинического метода, кроме того, использовались авторские методики: опросник для диагностики астении и шкала эмоционального состояния. Результаты исследования. Дано описание клинико-психологических особенностей астенического и церебрастенического синдромов. Астенические состояния существенно влияли на предпосылки интеллекта, особенно на характеристики внимания. Более стойкими и тяжелыми эти нарушения наблюдались при церебрастеническом синдроме. Нарушения внимания, памяти и работоспособности существенно снижали интеллектуальную продуктивность и в целом затрудняли обучение детей. У наблюдаемых детей выявлен широкий диапазон эмоциональных нарушений, прежде всего раздражительность, неустойчивость настроения, слезливость, что приводило к нарушениям поведения и социальной адаптации. Важным условием помощи детям является адекватная организация режима дня, щадящий алгоритм учебных занятий, регулярные прогулки на свежем воздухе, дозированные физические и психологические нагрузки. Эффективным является работа с родителями для помощи им по формированию адекватных требований к ребенку. Обсуждение и выводы. В помощи детям с астеническими синдромами необходимо участие разных специалистов. Наравне с врачами в помощи и коррекции должны активно участвовать дефектологи и психологи - проводить коррекционные и развивающие занятия с больными детьми. Астенические расстройства в детском возрасте являются междисциплинарной проблемой. Различные аспекты этой проблемы необходимо учитывать при подготовке педагогов общеобразовательных и коррекционных учреждений.

Шац Игорь Константинович
доктор медицинских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ikshatz@yandex.ru

1. Аведисова А.С. Терапия астенических состояний // Фармацевтический вестник. – 2003. – № 3(282). С. 15–16.
2. Аведисова А.С. Антиастенические препараты как терапия первого выбора при астенических расстройствах // РМЖ. – 2004. – № 22. – С. 1290–1292.
3. Воробьева О.В. Многогранность феномена астении // РМЖ. – 2012. – № 5. – С. 248–251.
4. Гордеев С.А., Вейн А.М., Федотова А.В. Применение энериона при психовегетативном синдроме в сочетании с выраженной астенией // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2003. – № 10. – С. 36–39.
5. Краснов В.Н., Вельтищев Д.Ю. Неврастения как вариант астенического синдрома: фармакотерапевтический анализ на модели терапии танаканом // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1999. – № 7. – С. 37–40.
6. Лебедев М.А., Палатов С.Ю., Ковров Г.В. и др. Астения – симптом, синдром, болезнь // Эффективная фармакотерапия. – 2014. – 1. – С. 30-38.
7. Медведев В.Э. Новые возможности лечения астенических расстройств в психиатрической, неврологической и соматической практике // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2013. – № 5 (4). – С. 100–105.
8. Михайлова Н.М. Лечение астенических расстройств у пожилых // РМЖ. – 2004. – № 22. – С. 1284–1290.
9. Панков Д.Д., Панкова ТБ., Ковригина Е.С., Ключникова И.В. Диагностика астенического синдрома у школьников и методы его коррекции // РМЖ. Медицинское обозрение. – 2019. – № 3. – С. 1–7
10. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б. Астения и коморбидные психические расстройства // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2009. – № 4. – С. 4–7.
11. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б. К проблеме эволюции астенических состояний // Ипохондрия и соматоформные расстройства. – М. 1992. – С. 100–111.
12. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В. и др. Астенические расстройства и когнитивные нарушения у пациентов с головной болью напряжения // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2013. – № 5. – С. 25–29.
281
13. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А. и др. Клинические проявления органических эмоционально-лабильных (астенических) расстройств у детей дошкольного возраста // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2012. – №10. С. 52–55.
14. Шац. И.К. Применение клинических и клинико-психологических шкал в детской психиатрии и педиатрии (методические рекомендации) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2002. – № 2. – С. 99–105.
15. Шац И.К. Стандартизированные диагностические клинико-психологические методики в детской клинической практике// Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2003. – № 3. – С. 92–100.
16. Шац И.К. Современные медико-психологические проблемы в детской онкологии и некоторые пути их решения // Социальные и психологические аспекты помощи детям с онкологическими заболеваниями и их семьям. – СПб., 2005. – С. 36–53.

Ключевые слова:
астения, церебрастения, дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая коррекция, режим труда и отдыха

Для цитирования:
Шац И.К. Астенические состояния у детей с ограниченными возможностями здоровья: клинико-психологические аспекты и возможности педагогической коррекции // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 271–282. DOI 10.35231/18186653_2021_4_271

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина