Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты компетентностного похода в коррекции заикания у подростков и взрослых, раскрываются психологопедагогические основы формирования и совершенствования социокоммуникативных компетенций лиц с заиканием, представлены результаты анализа проблемы формирования и совершенствования социокоммуникативных компетенций у заикающихся подростков и взрослых в процессе логопедических занятий. Материалы и методы. Изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников, поиск противоречий. Результаты исследования. Выделены психолого-педагогические основы формирования коммуникативно-поведенческих и межличностных компетенций заикающихся. Определены инновационный научный конструкт «социокоммуникативные компетенции заикающихся», критерии факторной уровневой оценки сформированности социокоммуникативных компетенций лиц с заиканием, научные принципы реализации компетентностного подхода в коррекции заикания. Обсуждение и выводы. Мы подошли вплотную к формированию и совершенствованию социокоммуникативных компетенций заикающихся в условиях реализации компетентностного подхода при устранении заикания в процессе логопедической коррекции. В рамках нашего исследования понятие «компетенция» рассматривается как образовательный результат, который обеспечивается такой формой сочетания коммуникативно-поведенческих знаний, умений и навыков, которая позволяет лицам с заиканием ставить и достигать жизненно важные цели в социуме. Формирование и совершенствование социокоммуникативных компетенций заикающихся подростков и взрослых предполагают специальное обучение, которое направлено на разрешение и преодоление проблем коммуникации в реальных ситуациях в учебной, профессиональной деятельности, семейно-бытовом и личностном общении. Недостаточная научная, теоретическая и практическая проработанность проблемы и необходимость научно обоснованной и экспериментально доказанной эффективной системы педагогической работы по формированию и совершенствованию социально-коммуникативных компетенций заикающихся подростков и взрослых определили актуальность данного исследования.
Сыс Людмила Александровна кандидат педагогических наук
Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь
Минск, Республика Беларусь
syliudmila@mail. ru
1. Асмолов А.Г. Личность : психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. – М.: Педагогика, 1989. – С. 103–109.
2. Белякова Л.И. Патофизиологические механизмы заикания // Заикание. – М.: Медицина. 1978. – С. 59–81.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.
4. Болдырева Т.А. Экспериментально-психологическое исследование взрослых заикающихся и его значение для проведения психолого-коррекционной работы // Клинико-организационные вопросы общей и судебной психиатрии. – М.: Медицина, 1986. – С. 63–67.
5. Калягин В.А. Коммуникативные аспекты индивидуальных стилей поведения при нарушениях речи // Практическая психология и логопедия. – 2005. – №1. – С. 52–53.
6. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж: ВГТУ, 2000. – 175 с.
7. Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – https://uomrik.gov.by/files/00355/obj/110/14413/doc/KoncepInclusRasv.pdf (дата доступа: 29.04.2020)
8. Левина Р.Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи // Симпозиум по вопросам заикания у детей. – М., 1963. М: АПН РСФСР. С. 3.
9. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1997. – 351 с.
10. Поварова И. А. Формирование навыков общения у заикающихся подростков и взрослых // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №4. – С. 27–34.
11. Рау Е.Ю. Способы диагностики и адаптации взрослых заикающихся к проблемным ситуациям общения // Междунар. конф. по аномальному развитию детей и подростков11–13 мая 1994 г.: тезисы науч. докладов. М.: Москов. гос. пед. ун-т, 1994. – С. 47–48.
12. Черничкина Е.К. Лингвистические аспекты обучения коммуникативному поведению // Язык, коммуникация и социальная среда. – 2007. Вып. 7. – Воронеж: ВГУ. – С. 174–182.
13. Соколов А.А. Особенности коммуникативной деятельности при заикании // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: межвуз. сб. науч. тр. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. – С. 108–112.
14. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. – Красноярск, 2002. – С. 33–34.
15. Claus G. Patopsijolojia / G. Claus, H. Hiebsch. Mexico: D. F., 1966. рр. 430–473.