матика для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в зависимости от степени (легкая, умеренная, тяжелая и глубокая) снижения интеллекта: математика - для учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью, элементы арифметики - для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью и практическая математика - для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями. Раскрываются научные ориентиры разработки прикладного и дифференцированного содержания учебных предметов математика, элементы арифметики и практическая математика. Выделены качественные отличия в овладении способами практической деятельности учащихся с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью от учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью, что позволило содержательно дифференцировать предъявляемые математические задания. Перечислены условия эффективности обучения на основе компетентностного подхода, что способствует развитию практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план умения, непосредственно востребуемые в повседневных жизненных ситуациях. Разработаны критерии прикладного и дифференцированного содержания математики, позволившие оценить, насколько содержание обучения математике, элементам арифметики, практической математике отвечает основной задаче - обогащению жизненного опыта учащихся с различной степенью снижения интеллекта.
Лисовская Татьяна Викторовнадоктор педагогических наук, доцент
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Минск, Республика Беларусь
lis_tva@tut.by
1. Гриханов В.П., Лисовская Т.В., Мыслюк В.В. Обучение практической математике учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью; под ред. В.П. Гриханова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 112 с.
2. Гриханов В.П. Формирование базовых представлений, умений у детей с множественными нарушениями развития как условие обучение их прикладной математике // Спецыяльная адукацыя. – 2008. – №4. – С. 44–52.
3. Лисейчиков О.Е. Структура и содержание образования в современной общеобразовательной школе // Образование в Республике Беларусь: сб. аналитич. материалов / сост. М.И. Вишневский, В.В. Мосолов; под ред. В.А. Мясникова, М.И. Вишневского. – М.: Институт теории и истории педагогики РАО, 2006. – 180 с.
4. Лисовская Т.В. Витагенное обучение // Белорусская педагогическая энциклопедия в двух томах. – Том 1: А – М. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. – С. 222– 223. (736 с.)
5. Лисовская Т. В. Дифференциация учебного материала на уроках математики в условиях совместного обучения // Веснiк адукацыi. – 2020. – №9. – С.57 – 64.
6. Лисовская Т.В. Компетентностный подход к формированию элементарных арифметических представлений у учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2014. – №3. – С. 23–28.
7. Радионова В.И., Лещинская Т.Л. Компетентностный подход в обучении детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью // Веснік адукацыі. – 2012. – №5. – С. 38–45.
8. Скивицкая М.Е. Использование практических заданий, способствующих овладению измерительных и вычислительных умений у старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – №1. – С. 29–34.
9. Слепович Е.С., Поляков А.М. Компетентностный подход в системе помощи детям с особенностями развития как условие их социализации // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 3. – С. 3–10.