Восстановление памяти: Альберт Петрович Пинкевич

Авторы:
Седова Нелля Владимировна,Седов Владимир Анатольевич,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_168

Полный текст539,48 КБ

Введение. В истории педагогики происходит постепенное возрождение интереса к незаслуженно забытым именам известных в свое время педагогов. В статье раскрываются условия становления личности Альберта Петровича Пинкевича, видного деятеля отечественного образования, создателя нового типа учреждения для подготовки учителей, Третьего педагогического университета им. А.И. Герцена, ректором которого он работал, руководителя кафедры педагогики, первопроходца советской педагогической науки. Целью исследования стало восстановление и дополнение знаний о жизни и деятельности А.П. Пинкевича как одного из выдающихся педагогов начала XX в., внесшего вклад в развитие профессионального педагогического образования. Материалы и методы. В исследовании использовались: исторический (хронологический: обоснование становления мировоззрения педагога), ретроспективно-исторический (анализ педагогического наследия), биографический (периоды профессиональной деятельности, определение роли в развитии отечественного образования) методы, анализ источников и историко-педагогической литературы. Материалами исследования послужили научные историко-педагогические источники: научные и творческие труды, документы. Результаты исследования. На становление мировоззрения и формирование широкого кругозора педагога повлияли многонациональное окружение, развившее склонность к языкам, интерес к природе, естественным наукам, литературе, а также к политике, философскому осмыслению жизни, предназначению человека. С преподавания в учительской семинарии, кадетском корпусе у А.П. Пинкевича формируется потребность в поиске путей совершенствования преподавания, позиция педагога-исследователя, которая в дальнейшем проявится в интересе к передовому отечественному и зарубежному опыту, отразится в трудах педагога. Управленческий талант организатора раскроется при работе в должности руководителя кафедры, вуза. Обсуждение и выводы. Педагогическое наследие А.П. Пинкевича касается широкого круга вопросов общей педагогики и истории педагогики, дидактики и методики преподавания естествознания, подготовки педагогических кадров. Их изучение поможет не только понять взгляды российского и советского педагога, но и глубже осмыслить пути развития отечественной педагогической науки

Седова Нелля Владимировна
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vladimir_sedov@hotmail.com

Седов Владимир Анатольевич
кандидат педагогических наук
ГБОУ Гимназия № 227 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, Российская Федерация
new_ural@mail.ru

1. Бельский А. Студенческие воспоминания // Уральский рабочий. – 1921. – 7 января.
2. Волков В.С. Первый ректор Третьего педагогического института в Петрограде: Страницы жизни А.П. Пинкевича / под общ. ред. Г.А. Бордовского и В.А. Козырева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 583 c.
3. Ворошилов К.Е. Рассказы о жизни (Воспоминания). – М.: Политиздат, 1968. – Кн.1. – 368 с.
4. Горький А. М. Письма в 24 томах / Письма, март1911 – март 1912. – М.: Наука, 2002. Т. 9. – 703 с.
5. Новая жизнь. – Пг.: Петрогр. изд.: Обществ.-лит., соц.-дем. газ. 1917, № 47 (13(26) июня).
6. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. – М.: Наука, 2016. – 327 с.
7. Отчет о деятельности Российской Академии наук за 1917 год. – П., 1917. с. 5.
8. Пинкевич А.П. Волжско-Камская речь. – 1908. – 6 сентября.
9. Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. – М.: Работник просвещения, 1927. – 116 с.
10. Пинкевич А. П. Краткий учебник минералогии для кадетских корпусов и высших начальных училищ. – СПб.: Жизнь и знание,1914. – 96 с.
11. Пинкевич А.П. Лекции по методике школьного естествознания: лекции, читанные на августовских курсах 1918 г. в Петербурге. – СПб., 1918. – 42 с.
12. Пинкевич А.П. Методика начального курса естествоведения (природоведения). СПб.: Тип. Безобразов и К, 1914. – 227 с.
13. Пинкевич А. П. Основные проблемы современной школы: Шесть лекций по педагогике. – Пг.: Прибой, 1924. – 109 с.
14. Пинкевич А. П. Педагогика. Т. 1. Теория воспитания. – М.: Работник просвещения, 1924. – 276 с.
15. Пинкевич А. П. Педагогика. Т. 2. Трудовая школа. – М.: Работник просвещения, 1925. – 233 с.
16. Рассказы // (Соч.) Адама Бельского (псевд.). – СПб.: Новь, 1910. – 247 с.
17. Pinkevich A. Las Modernas Teorial Pedagogicas / Ediciones Fuente Cultural. Mexico, 1941.
18. Pinkevich A. P. The new education in the Soviet Republic. – New York: The John Pay Company, 1929. – 403 p.

Ключевые слова:
воспитание, образование, естественно-научное знание, социокультурная ситуация, отношение к революционной деятельности

Для цитирования:
Седова Н. В., Седов В. А. Восстановление памяти: Альберт Петрович Пинкевич // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 168–182. DOI 10.35231/18186653_2021_4_168

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина