Введение. Учебно-профессиональная мотивация студента - это не только психологический «активатор» и «аккумулятор», который запускает и поддерживает активность студента в процессе выполнения учебной деятельности, но и необходимое условие для совершенствования своих профессиональных умений и навыков в будущем. В учебно-профессиональной мотивации особо актуальна в современном мире в связи с возникновением рыночных отношений и востребованностью высококлассных специалистов на рынке труда. Вместе с тем актуальность исследования данной темы в психолого-педагогическом направлении обуславливает и социальный запрос на повышение качества образования и самого образовательного процесса, который в контексте субъект-субъектной педагогической парадигмы предполагает активность позиции студента. Материалы и методы. Исследование основывалось на ключевых методологических принципах психологического исследования, а именно: принцип компетентности, принцип беспристрастности, принцип не нанесения ущерба испытуемому, принцип конфиденциальности, принцип осведомленного согласия. Основными методами исследования являлись психодиагностические тесты отбор, которых осуществлялся с учетом принципа адекватности, научной обоснованности, надежности и валидности психологического инструментария. Дополнительным методом исследования являлся метод анкетирования. Результаты. Полученные данные в ходе исследования выявили специфику учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов и ее динамики на разных этапах обучения в вузе. У первокурсников отмечается высокая профессиональная мотивация, в то время как у старшекурсников она значительно снижается. Учебная мотивация относительно статична на всех этапах обучения. Наиболее значимыми для первокурсников являются профессиональные мотивы, а для старшекурсников значимыми являются социальные мотивы и самореализация. Обсуждение и выводы. Первокурсники более мотивированы и устремлены к профессиональному обучению, они активно стараются создать у преподавателей и однокурсников положительное мнение о себе. Их интерес к профессии еще не объективен и несколько поверхностный. Ведущие мотивы студентов-выпускников меняются в силу появления осмысления, рефлексии и ответственности, с которой они столкнуться в своей профессиональной деятельности. Поэтому центральным мотивом становится получение диплома как результата обучения, а не профессиональное становление.
Чермянин Сергей Викторовичдоктор медицинских наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
cherma2009@yandex.ru
Загорная Елена Владимировна кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
t000011501@lgumail.ru
Капитанаки Вероника Евгеньевна-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nitanaki@mail.ru
1. Андриенко Е.В. К вопросу о развитии профессиональной мотивации студента в условиях высшего образования // Ученые записки российского государственного социального университета. – № 11. – 2009. – С. 110–114.
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. – Улан-Удэ, 2004. – С. 151–154.
3. Воронкова Н.Ю. Динамика изменения мотивации учения у студентов // Вестник университета российской академии образования. – № 4. – 2007. – С. 77–80.
4. Гараева Е.А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том: 8. – № 1 (26). – 2019. – С. 62–65.
5. Жуков Г.Н. Дорожкин Е. М., Кубрушко П. Ф. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения: Теоретико-методологический аспект: монография. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 227 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. 508 с.
7. Калашникова О.В. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. – № 70-1. – 2021. – С. 338–341.
8. Магазева Е.А., Чуватаева М.К. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности со смысложизненными ориентациями студентов медицинского вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – № 3 (23). – С. 8.
9. Марков Д.О. Социально-психологические аспекты мотивации учебно-профессиональной деятельности на разных этапах и уровнях обучения // Психологическая наука и образование. Том 8. – № 4. – 2016. – С. 50–61.
10. Маркова М.Ю. Динамика ценности и мотивации будущей профессиональной деятельности студентов в процессе осознания и структуризации жизненных целей // Теория и практика общественного развития. – № 7. – 2011. – С. 133–135.
11. Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psyedu.ru/journal/2011/2/2116. phtml.
12. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 160–163.
13. Рокицкая Ю.А., Семенова Е.С. Психологическая безопасность и учебнопрофессиональная мотивация студентов вуза: монография. – ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 184 с.
14. Тенькова В.А. Особенности учебной мотивации студентов // Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. – № 4. – 2015. – С. 87–90.