К вопросу о волевых свойствах личности в контексте проблемы развития предпринимательского элемента человеческого потенциала в системе высшего образования

Авторы:
Мироненко Ирина Анатольевна,Сорокин Павел Сергеевич,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_117

Полный текст901,99 КБ

Введение. В современном развитии теории и практики образовательных систем настоятельно необходимы разработки, направленные на формирование ключевых элементов человеческого потенциала, адекватных требованиям современной реальности. Материалы и методы. Анализ состояния проблемы в отечественной и международной литературе показывает, что по мере того, как растет осознание ключевой значимости индивидуальной агентности в социально-экономической жизни общества, ширится круг авторов, обращающихся к предпринимательскому элементу человеческого потенциала, и отмечается бум предпринимательского образования в университетах. Результаты. В решении комплексной мультидисциплинарной задачи оптимизации содержания, каналов формирования и эффектов человеческого потенциала в системе высшего образования важнейшая роль принадлежит психологической науке. Какие именно индивидуально-психологические особенности существенно значимы для формирования предпринимательского элемента человеческого потенциала в системе высшего образования? В поиске ответа на данный вопрос современные зарубежные исследователи все чаще обращаются к волевым свойствам личности, которым российские ученые, как представляется, пока не уделяют достаточного внимания. Обсуждение и выводы. Проблема развития предпринимательских качеств и компетенций в системе образования относится к числу остро актуальных, что отражается в большом и прогрессивно растущем количестве публикаций, как в международном дискурсе, так и в российском. Проблема воли в структуре предпринимательского элемента человеческого потенциала приобрела высокую актуальность в зарубежном дискурсе последних двух десятилетий, проявлений чего в российском дискурсе мы пока не отмечаем. Воля в зарубежном дискурсе в основном рассматривается в русле вопросов произвольной регуляции и контроля поведения и деятельности. Здесь происходит поиск путей интеграции информации о функционировании мозговых механизмов, реализующих отдельные процессы, и о целостных проявлениях личности, характеризующих ее способ взаимодействия со средой. Благодарности. В данной научной работе использованы результаты проекта, выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Мироненко Ирина Анатольевна
доктор психологических наук, профессор
СанктПетербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
mironenko.irina1@gmail.com

Сорокин Павел Сергеевич
кандидат социологических наук, доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Москва, Российская Федерация
psorokin@hse.ru

1. Алексеева Е.В., Можжухин Д.П., Позина М.Б., Рубин Ю.Б. Некоторые вопросы диагностики предпринимательских способностей школьников и их склонности к занятию предпринимательством // Современная конкуренция. – 2021. – Т. 15. – № 1 (81). С. 123–143.
2. Бешкинская Е.В. Концепция развития системы профессионального образования предпринимателей России. – М., 2008.
3. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 2. – С. 7–13.
4. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений. – М., 2012.
5. Журавлев А.Л., Шорохова Е.В. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. – М., 1999.
6. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2009.
7. Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 406.
8. Китова Д.А. Экономическая психология субъекта жизнедеятельности: теория, методология, практика // Экономическая психология в современном мире. – М., 2012. – С. 148–161.
9. Кузьминов Я.И., Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. – 2019. – Т. 13. – № 2. – С. 19–41.
10. Пиньковецкая Ю.С. Переход от мечтающих о предпринимательстве к действующим предпринимателям: гендерные различия в национальных экономиках // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2021. – № 1 (195). – С. 66–74.
11. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. – М., 2001.
12. Проблемы экономической психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. – М., 2005. Т. 2.
13. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. – 2016. – № 1. – С. 7–21.
14. Сальников В.А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход // Высшее образование в России. – 2010. – № 11. – С. 22–27.
15. Сергеев А.Н. Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования (на примере специальности: 050502.65 технология и предпринимательство): дис. докт. пед. наук / Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. Тула, 2010.
16. Сорокин П.С. Социологическая теория: вызовы и возможности российской социологии // Социологические исследования. – 2021. – № 11.
17. Сорокин П. С., Зыкова А. В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – No 5. – С. 216–241.
18. Федоров В.А., Комлева С.В. Профессиональное обучение в условиях микропредприятия: моделирование процесса учебно-профессионального взаимодействия // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 2. – С. 124–144.
19. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности предоставления образовательных услуг в региональных вузах // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 10 (89). – С. 119–-134.
20. Шевченко С.М., Лебедева Т.Е. Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование. Столица. – 2009. – № 12. – С. 30–31.
21. Baumeister R.F., Tice D.M., Vohs K.D. The strength model of self-regulation: conclusions from the second decade of willpower research // Perspect. Psychol. Sci. 2018. V.13. № 2. P. 141–45.
22. Baumeister R.F., Tierney J. Willpower: Rediscovering the Greatest Human Strength. New York: Penguin, 2011.
23. Cohen J.D. Cognitive control: core constructs and current considerations // Wiley Handbook of Cognitive Control. Ed. T. Egner, pp. 3–28. Malden, MA: Wiley, 2017.
24. Di Costa S, The ?ro H, Chambon V, Haggard P. 2017. Try and try again: post-error boost of an implicit measure of agency. Q. J. Exp. Psychol. 71:1584–95
25. Duckworth AL, Milkman KL, Laibson D. Beyond willpower: strategies for reducing failures of self- control // Psychol. Sci. Public Interest. 2018. V. 19. P. 102–129.
26. Espi?ritu-Olmos, R., & Sastre-Castillo, M.A. (2015). Personality traits versus work values: Comparing psychological theories on entrepreneurial intention. Journal of Business Research, 68(7), 1595–1598.
27. Fayolle, A., & Linan, F. (2014). The future of research on entrepreneurial intentions. Journal of Business Research, 67(5), 663–666.
28. Forstmeier, S., & Ru?ddel, H. (2008). Measuring volitional competences: Psychometric properties of a short form of the volitional components questionnaire (VCQ) in a clinical sample. The Open Psychology Journal, 1(1), 66–77.
29. Frese, M. (2007). Psychological actions and entrepreneurial success: An action theory approach. In J.R. Baum, M. Frese, & R. Baron (Eds.), The psychology of entrepreneurship [Ch. 8; pp. 151–188]. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers.
30. Frese, M. (2009). Towards a psychology of entrepreneurship – An action theory perspec- tive. Foundations and Trends in Entrepreneurship, 5(6), 435–494.
31. Frese, M., Kring, W., Soose, A., & Zempel, J. (1996). Personal initiative at work: Differences between east and west Germany. Academy of Management Journal, 39(1), 37–63.
32. Frith CD, Haggard P. Volition and the brain: revisiting a classic experimental study. Trends Neurosci. 2018. V. 41. P. 405–407.
33. Fuhrmann, A., & Kuhl, J. (1998). Decomposing self-regulation and self-control: The volitional components checklist. In J. Heckhausen, & C. Dweck (Eds.), Life span perspectives on motivation and control (pp. 15–49). Mahwah: Erlbaum
34. Galvin B.M. Changing the focus of locus (of control): A targeted review of the locus of control literature and agenda for future research // Journ. of Organizational Behavior. 2018. V. 39. № 7. P. 820–833.
35. Gelderen van, M., Kautonen, T., & Fink, M. (2015). From entrepreneurial intentions to actions: self-control and action-related doubt, fear, and aversion. Journal of Business Venturing, 30(5), 655–673.
36. GEM (2014). Global report (2014). Global Entrepreneurship Research Association, London Business School.
37. Gillebaart M., de Ridder D.T.D. Effortless self-control: a novel perspective on response conflict strategies in trait self-control // Soc. Personal. Psychol. Compass. 2015. V. 9. № 2. P. 88–99.
38. Graevenitz G. Von, Harhoff D., Weber R. The effects of entrepreneurship education. Journal of Economic Behavior & Organization. – 2010. Т. 76. – №. 1. – С. 90–112.
39. Haggard P. The Neurocognitive Bases of Human Volition // Annu. Rev. Psychol. 2019. V. 70. P. 9–28.
40. Heckhausen J. Integrating and instigating research on person and situation, motivation and volition, and their development // Motivation Science. 2020, V. 6. № 3. P. 185–188.
41. Hikkerova L., Ilouga S.N., Sahut J.-M. The entrepreneurship process and the model of volition // Journal of Business Research 69 (2016) 1868–1873
42. Hofmann W., Friese M., Strack F. Impulse and self-control from a dual-systems perspective // Perspect. Psychol. Sci. 2009. V. 4. № 2. P. 162–76.
43. Inzlicht M., Werner K.M., Briskin J.L. and Roberts B.W. Integrating Models of SelfRegulation // Annu. Rev. Psychol. 2021. V. 72. P. 319–45.
44. Kautonen, T., van Gelderen, M., & Fink, M. (2015). Robustness of the theory of planned behaviour in predicting entrepreneurial intentions and actions. Entrepreneurship: Theory and Practice, 39(3), 655–674.
45. Kehr H.M. Motivation and volition at work // Motivation Science 2020. V. 6. № 3. P. 201–202.
46. Koole S. L., Schlinkert C., Maldei T., and Baumann N. Becoming who you are: an integrative review of self-determination theory and personality systems interactions theory // Journ. Pers. 2019. V. 87, P. 15–36.
47. Kraus, S. (2003). Psychological success factors of small and micro business owners in South Africa: A longitudinal approach. Unpublished doctoral dissertation, Justus-Liebig- Universita?t Gie?en, Germany.
48. Kraus, S.I., Frese, M., Friedrich, C., & Unger, J.M. (2005). Entrepreneurial orientation: A psychological model of success among southern African small business owners. European Journal of Work and Organizational Psychology, 14(3), 315–344.
49. Kuhl, J. (2000). The volitional basis of personality systems interaction theory: Applications in learning and treatment contexts. International Journal of Educational Research, 33(7–8), 665–703.
50. Kuhl, J. The volitional basis of personality systems interaction theory: applications in learning and treatment contexts // Int. Journ. Educ. Res. 2000. V. 33, P. 665–703.
51. Lavazza A. Free will and neuroscience: from explaining freedom away to new ways of operationalizing and measuring it // Front. Hum. Neurosci. 2016. V. 10. Article 262.
52. Lin?a?n, F., & Chen, Y. –W. (2009). Development and cross-cultural application of a specific instrument to measure entrepreneurial intentions. Entrepreneurship: Theory and Practice, 33(3), 593–617.
53. Loza de Siles, E. (2011). Female entrepreneurship theory: A multidisciplinary review of re- sources. Journal of Women's Entrepreneurship and EducationBelgrade, Serbia: institute of economic sciences.
54. Mele, A.R. (2000). Deciding to act. Philosophical Studies, 100(1), 81–108. Oettingen, G., Ho?nig, G., & Gollwitzer, P.M. (2000). Effective self-regulation of goal attainment. International Journal of Educational Research, 33(7), 705–732.
55. Metzinger T. 2006. Conscious volition and mental representation: toward a more fine-grained analysis. In Disorders of Volition, ed. N Sebanz, W Prinz, pp. 19–48. Cambridge, MA: MIT Press
56. Parvizi J, Rangarajan V, Shirer WR, Desai N, Greicius MD. 2013. The will to persevere induced by electrical stimulation of the human cingulate gyrus. Neuron 80(6):1359–67
57. Passingham RE, Bengtsson SL, Lau HC. 2010. Medial frontal cortex: from selfgenerated action to reflection on one’s own performance. Trends Cogn. Sci. 14(1):16–21
58. Passingham RE. 1993. The Frontal Lobes and Voluntary Action. Oxford, UK: Oxford Univ. Press
59. Quirin M., Jais M., Di Domenico S.I., Kuhl J., Ryan R.M. Effortless Willpower? The Integrative Self and Self-Determined Goal Pursuit. // Front. Psychol. 2021. V. 12. Article 653458. doi: 10.3389/fpsyg.2021.653458.
60. Ryan R.M., Deci E.L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York, NY: Guilford Press, 2018. a
61. Sandstro?m, C., Wennberg, K., Wallin, M. W., & Zherlygina, Y. Public policy for academic entrepreneurship initiatives: a review and critical discussion. The Journal of Technology Transfer, 2018, 43(5), 1232-1256.
62. Schlaegel, C., & Koenig, M. (2012). Determinants of entrepreneurial intent: A meta-analytic test and integration of competing models. The Academy of Management Annual Meeting, Boston, MA.
63. Schultz T.W. The value of the ability to deal with disequilibria // Journal of Economic Literature. 1975, Vol. 13. No 3. P. 827–846.
64. Schultz T.W. Prize Lecture // NobelPrize.org. URL: https://www.nobelprize.org/prizes/economic-sciences/1979/schultz/ lecture/, дата обращения 22.03.2019.
65. Schu ?u ?rF, Haggard P. 2011 What are self-generated actions? // Conscious.Cogn.20(4):1697–704
66. Searale JR. 1983. Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press
67. Shirokova G., Tsukanova T., Bogatyreva K. University environment and student entrepreneurship: the role of business experience and entrepreneurial self-efficacy // Educational Studies. Moscow. 2015. № 3. С. 170-207.
68. Valerio A., Parton B., Robb A. (2014). Entrepreneurship education and training programs around the world: dimensions for success. – The World Bank. Retrieved from https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/18031
69. Whiteside S.aP., Lynam D.R. The five factor model and impulsivity: using a structural model of personality to understand impulsivity // Personal. Individ. Differ. 2001. V. 30 № 4. P. 669–689.

Ключевые слова:
формирование предпринимательских качеств и компетенций в вузе, человеческий потенциал, теория человеческого капитала, предпринимательство, волевые свойства, произвольное поведение, воля.

Для цитирования:
Мироненко И.А., Сорокин П.С. К вопросу о волевых свойствах личности в контексте проблемы развития предпринимательского элемента человеческого потенциала в системе высшего образования // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 117–136. DOI 10.35231/18186653_2021_4_117

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина