Введение. В статье представлены и анализируются результаты исследования сформированности и специфики профессиональных компетенций руководителей структурных подразделений органов внутренних дел1. Приводятся результаты сравнительного анализа сформированности компетенций у руководителей ОВД разного пола, а также результаты сравнительного анализа уровней сформированности профессиональных компетенций руководителей ОВД с разным стажем службы в управленческой должности. Материалы и методы. Для реализации цели исследования использовалась универсальная модель и разработанная на её основе анкета «Оценки уровня сформированности профессиональных качеств», а также анкета, разработанная на основе модели профессиональных компетенций руководителей структурных подразделений ОВД, в соответствии с которой выявлялся уровень сформированности специализированных для данной профессиональной деятельности компетенций. При проведении сравнительного анализа использовался t-критерий Стьюдента для относительных величин. Результаты исследования. Проведён анализ сформированности профессиональных компетенции руководителей структурных подразделений ОВД оценённых с использованием универсальной модели. Приводятся результаты сравнительного анализа уровня сформированности специализированных профессиональных компетенций руководителей структурных подразделений ОВД разного пола и с разным стажем службы в управленческой должности, полученные с использованием авторской анкеты. Обсуждение и заключения. Выявлены ведущие профессиональные компетенции руководителей структурных подразделений ОВД. Выделены наиболее сформированные профессиональные компетенции у руководителей ОВД разного пола. Определены общие тенденции по изменению уровня сформированности профессиональных компетенций по мере увеличения стажа службы в руководящей должности руководителей структурных подразделений ОВД.
Лебедева Мария Евгеньевна-
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
makarova030@mail.ru
1. Баласанян А.С., Софьина В.Н., и др. Анализ развития профессиональной компетентности руководителей и специалистов с использованием информационных технологий // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н.А. Некрасова: Серия психологические науки: Акмеология образования. – 2010. – Т. 15. – С. 10–13.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 204 с.
3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. – М.: РАГС, 2001. – 541 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессии. – М.: Академический Проект, 2005. – 329 c.
5. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 454 с.
6. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14: Психология. – 1999. № 4. – С. 61–66.
7. Кобозев И.Ю., Пряхина М.В. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел: сб. науч. тр. // Акад. упр. МВД России, 2012. № 3 (23). – С. 80–85.
8. Кузьмина Н.В., Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: монография / Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования РФ, Российская Акад. Образования, Смольный ин-т РАО, Ин-т пед. образования РАО. – СПб.: Центр стратегических исслед., 2012. – 199 с.
9. Куликова Т.Н., Софьина В.Н., Макарова М.Е. Психологическая оценка развития управленческой компетентности руководителей высшего звена // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1. – С. 557–559.
10. Куликова Т.Н., Софьина В.Н., Макарова М.Е., Галченко А.С., Беляева А.А. Психологический подход к анализу командных ролей руководителей высшего звена // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2020. – № 2. – С. 333–346.
11. Макарова М.Е., Куликова Т.Н., Софьина В.Н. Психологический подход к разработке модели профессиональных компетенций руководителей органов внутренних дел // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. – С. 515–517.
12. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
13. Психология профессиональной подготовки / [Г. С. Никифоров, А. М. Зимичев, С. И. Макшанов, С. Т. Джанерьян]; общ. ред. Г. С. Никифорова; С.-Петербург. гос. ун-т. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1993. – 169 с.
14. Софьина В.Н. Грибанова Д.Я., Меленевская О.Ю. Мониторинг развития профессионально важных качеств студентов в вузе / Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. May 22-23, 2015. V. IV.
15. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности – М.: Логос, 2007. – 185 с.