Введение. На сегодняшний день современные организации находятся в очень непростой политико-экономической ситуации, которая характеризуется как сложностью и хаотичностью внешней среды, так и рассогласованием системы управления. С целью решить эти проблемы организации приходят к внедрению современных гибких методов управления. Для реализации такого типа управления требуется новые формы руководства. На основе исследований В.В. Белова и Е.В. Беловой можно предположить, что такой формой может стать управленческое лидерство. В данной статье рассматривается управленческое лидерство как современная форма руководства через призму ролевого и структурно-функциональных подходов к исследованию личности. Материалы и методы. Статья написана на основе изучения трудов современников, изучающих проблемы лидерства и руководства. С целью создания ролевой модели личности управленческого лидера как руководителя новой эпохи были проанализированы новые роли менеджера в трудах В.В. Белова, Е.В. Беловой и Т. Ю. Базарова. С целью формирования иерархической структурно-функциональной модели личностного потенциала управленческого лидера были проанализированы труды В.В. Белова по управленческому лидерству, работы Д. А. Леонтьева по личностному потенциалу человека и труды по профессионально-психологическому здоровью В.А. Шаповала. В качестве основных методов исследования использовались теоретический анализ, синтез и моделирование. Результаты исследования. В результате проделанного теоретического исследования обосновано важность развития представлений о управленческом лидерстве для повышения конкурентоспособности современных высокотехнологичныхНа основе работы Т. Ю. Базарова сформирована ролевая модель личности управленческого лидера, состоящая из трех видов мастерства: мастер по управлению, мастер по развитию и мастер групповой работы. Так, на основе концепций В. В. Белова, Д. А. Леонтьева и В. А. Шаповала сформирована иерархическая структурно-функциональная модель личностного потенциала управленческого лидера, которая позволит определить методический аппарат для оценки измерения личностных ресурсов руководителя, способствующих формированию типа отношений «лидер-последователи» и ценностей партнерской культуры. Обсуждение и выводы. Впервые была сделана попытка представить способность к управленческому лидерству через понятие «личностный потенциал» как интегральной характеристики саморегулирующей системы жизнедеятельности, базирующейся на бессознательных и сознательных структурах личности. Тем самым личностный потенциал становится главным ресурсом реализации управленческой деятельности. Также была представлена новая ролевая структура управленческого лидера, обеспечивающая реализацию личностного потенциала управленческого лидера с целью создания высокоэффективных самообучающихся организаций. компаний, которые применяют в своем организационном развитии гибкие (agile) подходы.
Белов Василий Васильевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru.
Коротков Игорь Николаевич-
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
igorkorotkov_92@mail.ru
1. Аверина А.Ж., Александрова Л.А., Васильев И.А., Гордеева Т.О., Гусев А.И., Дергачева О.Е., Иванченко Г.В., Калитеевская Е.Р., Курганская М.В., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Митина О.В., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рассказова Е.И., Фам А.Х., Шапкин С.А. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – 680 с.
2. Аммон Г. Динамическая психиатрия / пер с нем. и науч. ред. В.Д. Вида. – СПб.: С-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 1995. – 180 с.
3. Базаров Т.Ю. Бизнес-образование: развитие организаций или организация развития? // Организационная психология. – 2013. – Т. 3. – №4. – С. 92–108.
4. Базаров Т.Ю., Райков А.В., Шайхутдинов Р.Р. Разработка и первичная апробация модифицированной версии опросника «фасилитатор – медиатор – модератор» // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2019. – № 4. – С. 7–23.
5. Бассин Ф. В., Ротенберг В.С., Смирнов И.Н. Категория «социальной энергии» Г. Аммона – анализ её методологических основ // Динамическая психиатрия. – 1982. – № 78/79.
6. Белов В.В. Акмеологические основы оценки организационной одаренности у студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2016. – Т 4. – С. 168–182.
7. Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – Т. 4. – С. 43–56.
8. Белов В.В., Белова Е.В. Проблема управленческого лидерства: психологический подход // Управленческое консультирование. – 2014. – № 7. – С. 116–125.
9. Булгаков А. В. Влияние психологических явлений межгруппового взаимодействия в организации на эффективность управления знаниями: платформа Cynefi n Д. Сноудена // Пути России. Альтернативы общественного развития. 2.0: сб. ст. Т. XХ. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – С. 574–595.
10. Булгаков А. В. Структура психологических механизмов межгрупповой адаптации как индикатор и инструмент управления развитием организации: социально-когнитивный анализ // Вестник московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. – 2021. – № 3. – С. 12–21.
11. Короленко Ц. П., Дмитриева Н.В. Интимность. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. – 239 с.
12. Леонтьев Д. В. Новые ориентиры понимания личности в психологии: От необходимого к возможному // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 1–43.
13. Коротков И. Н. Акмеологическая модель личностного потенциала управленческого лидера // Человеческий капитал. – 2021. – Т. 3. – С. 210–219.
14. Труш В. М. Гомонов Н.Д. Экзистенциал телесности как основание степени криминогенной зараженности личности преступника // Юридические науки. – 2017. – Т. 6. – С. 1–25.
15. Шаповал В. А. Профессиональная идентичность сотрудников органов внутренних дел: система оценки, прогнозирования и мониторинга в контексте психодинамического подхода. – М.: СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. – 256 с.
16. Шаповал И. А. Роль границ Я и не-Я в детерминации поведения в условиях неопределенности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2017. – № 3 (30). – С. 100–106.