Методологические проблемы повышения квалификации учителей начальных классов по предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

Авторы:
Чернеевский Алексей Петрович,

DOI:
10.35231/18186653_2021_3_205

Полный текст890,26 КБ

Введение. В современной научной литературе представлено большое количество публикаций по вопросам содержания предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», однако почти отсутствуют работы, где изучаются культурологические аспекты преподавания учебных дисциплин этого курса. В то же время, явно недостаточно просто констатировать, что религия и этика - сложные феномены культуры. Требуется методологическая разработка именно культурологического подхода в преподавании дисциплин, раскрывающих эти феномены. Содержание. Первая проблема связана с разграничением мифологического и религиозного сознания. Уровень познаний об этом у учителей начальной школы невысок по причине отсутствия обязательной религиоведческой подготовки во многих педагогических университетах. Возникает вопрос: что преподают учителя школьникам на уроках по основам религиозных культур? Нередко это может быть ненаучная, субъективно окрашенная информация, ангажированная мировоззренческой установкой учителя. Для того, чтобы избежать ошибок, необходимо проводить демаркационную линию между мифологическим пластом сознания и религиозным, который отличается наличием элемента «веры в сверхъестественное». Вторая проблема связана с противоположностью личного и социального начала в этике, и с тем, каким образом учитель начальной школы раскрывает для школьников религиозное содержание предмета. Здесь демаркация мифологии и религии также актуальна. Мифологическое сознание внеэтично. Религиозная культура преодолевает «эгоизм» мифа, этика мировых религий объединяет людей в едином этическом поле. Освоение и использование этого подхода дает возможность педагогам показать учащимся путь мировой культуры от архаичных нравственных установок (слияние личного и общественного) к современным рациональным формам этики. Выводы. Учителя начальных классов должны понимать различие между религиозной верой (в том числе, своей собственной) и рефлексивным рассказом о религии. Профессиональная компетенция педагога должна позволять учителю проводить связь между внеэтичным мифологическим сознанием и этически обусловленной религиозной культурой. На практике проблема ангажированности учителя решается за счет формального следования материалу, изложенному в учебнике, что не всегда является продуктивным в силу невысокого уровня учебных изданий.

Чернеевский Алексей Петрович
кандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
cherneevski@yandex.ru

1. Беккер В. Религия и мораль // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления / под ред. И. Т. Касавина и В. Н. Поруса. – СПб.: РХГИ, 1999. – 402 с.
2. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. – М.: ТЕРРА-Кн. клуб; Республика, 1998. – 383 с.
3. Бокова О. А. О некоторых проблемах и задачах повышения квалификации школьных учителей по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» // Религия и общество – 12: сб. науч. статей. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2018. – С. 225–227.
4. Леви-Строс К. Структурная антропология / пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. – М.: ЭКСМОПресс, 2001. – 512 с.
5. Ленков П. Д. Межконфессиональные отношения: формирование толерантных установок в школьном и вузовском образовании // Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантности отношений: материалы Всерос. науч.практ. конф. ? СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – С. 161–163.
6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н. А. Шматко. – СПб.: Алетейя, 1998. ? 159 с.
7. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001. – 558 с.
8. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с.
9. Мирошникова Е. М. Религиозное образование в современной России: проблема дефиниции и тенденции развития // Научные ведомости Белгородского университета. – 2017. – № 24. – С. 95–102.
10. Нгуен К. К. Особенности моральной рефлексии в мифологии // Вестник Башкирского университета. – 2019. – № 4. – С. 1502–1505.
11. Пронина Т. С. Знание о религии в современной российской школе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – № 4. – С. 160–171.
12. Расников Е. Ф. Миф и ритуал как источники религии. Психологические особенности использования мифов и ритуалов (и их элементов) в текстах периодических изданий различными религиозными организациями // Человеческий фактор: социальный психолог. – 2020. – № 2 (40). – С. 279–284.
13. Смирнов М. Ю. Российское общество между мифом и религией. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 228 с.
14. Смирнов М. Ю. Магия, религия и мифологическое сознание // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре / сост. М. М. Шахнович. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Философского общества, 2001. – С. 66–68.
15. Тейлор Э. Б. Первобытная культура / пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989. – 572 с.

Ключевые слова:
миф, религия, мораль, этика, религиозная культура, школа, воспитание, традиция.

Для цитирования:
Чернеевский А. П. Методологические проблемы повышения квалификации учителей начальных классов по предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» / А. П. Чернеевский // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 3. – С. 205–215. DOI 10.35231/18186653_2021_3_205

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина