«Перестройка» атеистической системы в Советском Союзе (1986–1991)

Авторы:
Курилов Виктор Алексеевич,

DOI:
10.35231/18186653_2021_3_178

Полный текст878,90 КБ

Введение. В статье анализируется идеологическая реформа второй половины 1980-х гг. в сфере свободы совести в Советском Союзе. Раскрываются особенности распространения концепции «Нового мышления» на атеистическую систему и политику государства по отношению к религиозным объединениям. Содержание. В политике государства по отношению к религиозным объединениям четко просматриваются три периода развития идеологической реформы советского социализма. Первый период (1986-1988) связан с новыми идеологическими установками ХХVII съезда КПСС. Происходит постепенное узнавание в носителях религиозного сознания лояльных советских граждан, отход от устаревших принципов и методов научного атеизма. Приоритет отдается опосредованному атеистическому воздействию в социально-психологической и образовательной сфере. Верующих стараются полнее включить в социально-политическую жизнь общества. Особая роль отводится реализации идеи консолидации атеистов и верующих на платформе общечеловеческих ценностей, также получает теоретическое обоснование метод морально-нравственной переориентации обыденного религиозного сознания. Второй период (1988-1990) продолжает развивать и углублять распространение концепции «Нового мышления» в сфере свободы совести. Религиозные объединения при поддержке государства начинают активно проявлять себя в публичной сфере. Коммунистическая партия посредством государства стремится направить социальную активность религиозных объединений на обеспечение стабилизации общественных процессов, на поддержу партийного курса реформ, на нейтрализацию деятельности конфликтных религиозных групп. Третий, заключительный период идеологической реформы (1990-1991) характеризуется мировоззренческой капитуляцией КПСС по вопросу принципиального отношения к религии, но при этом светское государство продолжает активно втягивать лояльные религиозные объединения в сферы социально-политической и идеологической жизни общества. Проблемы в экономике, идейное разложение партийной и государственной бюрократии приводили к разочарованию общества в господствующей идеологии, а следовательно - эта идеология утрачивала свои основные функции (мобилизационную, интегрирующую, пропагандистскую, ориентационную). Выводы. Идеологическая реформа в период «перестройки» носила противоречивый характер. Государство все активнее втягивало религиозные объединения в социально-политическую жизнь советского общества, а КПСС утрачивала идеологическую гегемонию и руководящие рычаги, в том числе и из-за роста авторитета религиозных объединений, который приводил к эскалации критики научного атеизма, а с ней и всего марксистско-ленинского мировоззрения. Поскольку идеологическое воздействие было ключевым методом управления обществом для КПСС, то обновление идеологии стало необходимым. Концепция «Нового мышления» не смогла смягчить набиравший силу процесс раскрепощения духовной жизни и в определенной мере даже ускорила разложение однопартийной системы.

Курилов Виктор Алексеевич
кандидат философских наук
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Бабинов Ю. А. Методологические и практические предложения по перестройке планирования и проведения атеистической работы в современных условиях: материалы всесоюзной конференции «Проблемы атеизма в условиях демократизации советского общества» // Информационный бюллетень Всесоюзного общества «Знание», Центральный Дом научного атеизма. – М., 1990. – № 4. – С. 61–64.
2. Воронцов Г. В. и др. Вопросы научного атеизма в системе партийной учёбы. – Л.: Лениздат, 1982. – 319 с.
3. Выписка из протокола № 10 заседания Совета по делам религий при СМ СССР от 26 ноября 1987 г. // ЦГА СПб., Ф. Р-2017, о. 1, д. 105, л. 2–3.
4. Горбачёв М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. – М.: Политиздат, 1988. – 271 с.
5. Жакина А. К. Общечеловеческие ценности как платформа сотрудничества верующих и неверующих: (Нравственный аспект): автореф. дис. ... канд. филос. наук: (09.00.06). – М.: Акад. обществ. наук ЦК КПСС, 1991. – 20 с.
6. Идеологическая работа КПСС в условиях перестройки / Афанасьев А. И. и др. – М.: Политиздат, 1988. – 368 с.
7. Интеллигенция перед лицом новых проблем социализма: Встреча М. С. Горбачёва с представителями польской интеллигенции. – М.: Политиздат, 1988. – 80 с.
8. Капто А. С. Классовое воспитание: методология, теория, практика. – М.: Политиздат, 1985. – 416 с.
9. К гуманному, демократическому социализму: Платформа ЦК КПСС к ХХVIII съезду партии. Проект, одобренный февральским (1990 г.) Пленумом ЦК КПСС. – М.: Политиздат, 1990. – 32 с.
10. Кичанова И. М. Светит путеводная звезда: (Нравственные ценности: атеистический потенциал). – М.: Молодая гвардия, 1987. – 221 с.
11. Лакис Ю. Ю. Новое политическое мышление и идеологическая борьба. – М.: Знание, 1988. – 64 с.
12. Маслова И. И. Вероисповедная политика в СССР: поворот курса (1985–1991 гг.). – М.: МНЭПУ, 2005. – 239 с.
13. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. – М.: Политиздат, 1986. – 352 с.
14. Методические рекомендации по совершенствованию партийного руководства научно-атеистическим воспитанием / подгот. Якухно И. И. – Киев: Киевская высшая партийная школа, 1988. – 23 с.
15. Митрохин Л. Н., Клибанов А. И. Социализм и религия // Коммунист. – 1988. – № 4. – С. 116–123.
16. Нурулаев А. А. Ленинский принцип единства верующих и неверующих трудящихся в борьбе за социализм // Вопросы истории КПСС. – 1989. – № 7. – С. 50–62.
17. Обзор материалов о некоторых аспектах воспитательной работы со служителями культов и церковным активом в условиях перестройки // ЦГА СПб, Ф. Р-2017, о. 1, д. 118, л. 45–48.
18. О взаимодействии в решении служебных задач с народными депутатами, в том числе с избранными народными депутатами священнослужителями // ЦГА СПб., Ф. Р-2017, о. 1, д. 126, л. 94 оборот.
19. О деятельности партийных комитетов по обеспечению свободы совести и перестройки атеистического воспитания // Идеологическая работа: проблемы, поиск, опыт: (Информационно-методические материалы в помощь партийному, идеологическому активу). – М.: Правда, 1990. – 56 с.
20. Передовая статья. Идеология революционной мысли и действия // Коммунист. – 1988. – № 5. – С. 3–11.
21. Постановление Совета по делам религий при СМ РСФСР «О ходе реализации предложений и замечаний Совета по делам религий при СМ СССР от 17.01.1989 года» // ЦГА СПб., Ф. Р-2017, о. 1, д. 118, л. 35 оборот.
22. Приказ МВД СССР № 250 от 10.10.1989 г. «Об утверждении рекомендаций по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов» // ЦГА СПб., Ф. Р-2017, о. 1, д. 120, л. 61.
23. Сапрыкин В. А. Трудовой коллектив: атеисты и верующие. – М.: Политиздат, 1990. – 224 с.
24. Смирнов М. Ю. О «научном атеизме» и «религиозном энтузиазме» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2014. – Т. 15. – Вып. 1. – С. 314–321.
25. Смирнов М. Ю. Научный атеизм в советском высшем образовании: периодизация и содержание // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2018. – № 3. – С. 144–171.

Ключевые слова:
концепция «Нового мышления», «перестройка», атеистическая система, политика государства по отношению к религиозным объединениям, идеологическая реформа социализма.

Для цитирования:
Курилов В. А. «Перестройка» атеистической системы в Советском Союзе (1986–1991) / В. А. Курилов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 3. – С. 178–190. DOI 10.35231/18186653_2021_3_178

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина