Введение. В статье исследуется тема символики новых религиозных движений (НРД). Автор ставит вопросы: какие способы исследования символического можно использовать относительно НРД, а также - можно ли руководствоваться исследовательскими предположениями, противоречащими официальной трактовке символики или не имеющими подтверждения от представителей новых религиозных движений. Содержание. Новые религиозные движения изучены со многих сторон, однако исследования символики НРД остается недостаточно разработанным. Отмечается, что обобщающих трудов, специально по этой теме, почти нет. Между тем понятие символического очень важно в религии и его нельзя обходить стороной. В статье рассматриваются три способа исследования символов НРД. В первом случае изучается только основная трактовка символики движения - она достаточно доступна, ее можно увидеть в литературе самих НРД, на их сайтах, узнать трактовку у последователей. В такой трактовке обычно содержатся ссылки на основные постулаты вероучений, на которых движение считает нужным акцентировать внимание. Следующий способ - выявление предшествовавших аналогов, которые могут быть прямо или косвенно заимствованы НРД, без явного признания этого заимствования. Полагаем, что символы НРД сознательно созданы и продуманы в синкретической стилистике, совмещающей воедино разные смыслы, приемлемые для мировоззрения НРД. Как правило, представители НРД не признают утверждений о таких заимствованиях. Между тем семантический анализ символики НРД позволяет судить о том, откуда они были заимствованы, а также строить предположения, почему символ был перенят. Наконец, можно изучать символы НРД с точки зрения психологии, выявляя архетипы социального бессознательного, проявляющиеся через символику. Дополнительно возможно исследование частей символа (такие как форма, начертание, цвет). Выводы. Анализ символики новых религиозных движений дает интересный ракурс для их исследования. При таком подходе открываются не только официальные версии самих НРД о своих символах, но и сокрытые смыслы, в том числе не всегда осознаваемые самими последователями НРД.
1. Базыма Б. А. Психология цвета: Теория и практика. – М.: Речь, 2007. – 208 с.
2. Буравлева Н. А. Религиозные символы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1 (20). – C. 222–224.
3. Губский Е. Ф., Кораблева Г. В., Лутченко В. А. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576 с.
4. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины). – Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2006. – 385 с.
5. Лещенко А. М. Феномен христианского религиозного символа // East European Scientific Jornal. – 2016. – № 2. – С. 90–93.
6. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993. – 962 с.
7. Мун Сан-Мен. Божественный принцип. – М.: Новый Центр, 1998. – 448 с.
8. Мун Сан-Мен. Традиции Церкви Объединения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dp-study.org/knigi/traditsii-tserkvi-ob-edineniya (дата обращения: 13.06.2021)
9. Осташова Н. В. Символ креста в истории культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – СПб., 2004. – 24 c.
10. Рошаль В. М. Энциклопедия символов. – М.: АСТ, 2008. – 190 с.
11. Серов Н. В. Символика цвета. – СПб.: Страта, 2015. – 214 с.
12. Смирнов М. Ю. Будущее новых религиозных движений в России: неопределенность перспективы // Религия как социальный институт / отв. ред. Е. С. Элбакян. – М.: ИД «АТИСО», 2011. – С. 200–211.
13. Хаббард Л. Р. Саентология. Основы мысли. – Киев: New Era, 1998. – 208 с.
14. Шатохина Н. Н. Религиозный и художественный символ в системе культуры // Ценности и смыслы. – 2018. – № 1 (53) – С. 34–44.
15. Юнг К. Г Архетип и символ. – М.: Канон+, 2015. – 336 с. 16. Юнг К. Г. Человек и его символы. – М.: ИОИ, 2020. – 404 с.