Теоретические подходы как инструмент изучения религии

Авторы:
Стрункина Елена Сергеевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_3_141

Полный текст867,19 КБ

Введение. В статье анализируются теоретические трактовки религии в социологических исследованиях конца XX и первой четверти XXI в. Актуальность темы обусловлена разнообразием понятийного аппарата, ставшего характерной особенностью зарубежного, а вслед за ним и российского религиоведения последних лет. Многообразие концепций свидетельствует об отсутствии единого представления о состоянии религии в современном мире и о необходимости выработки нового языка описания предметного поля религиоведения. Содержание исследования. В статье к материалу теоретических трактовок религии применяется компаративный метод исследования. На примере работ таких авторитетных исследователей, как Грейс Дэйви, Хосе Казанова, Питер Бейер, Роберто Чиприани анализируется процесс развития религиоведческой мысли в современный период. Указывается на взаимосвязи и взаимовлияние таких теоретических концептов, как «невидимая религия», «диффузная религии», «викарная религия», «гражданская религия», «публичная религия» и «имплицитная религия». Многообразие религиоведческих концептов представляется не как свидетельство кризиса социологии религии, а как результат рабочего процесса исследовательской деятельности. Выводы. Современное религиоведческое поле стало настолько широким и разнообразным, что разные подходы к пониманию роли и места религии в современном мире представляются не избыточным средством, а насущной необходимостью. Многообразие религиозных форм и нестабильность их проявлений требуют от исследователей постоянной разработки таких теоретических рамок, которые бы позволили зафиксировать то или иное явление наиболее адекватным способом.

Стрункина Елена Сергеевна
-
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Агаджанян А. С. Религия и теория: современные тенденции // Государство религия церковь. – 2013. – № 3 (31). – С. 7–31.
2. Руткевич Е. Д. Религия в глобальном пространстве: подходы, определения, проблемы в западной социологии // Вестник Института социологии РАН. – 2017. – № 20. – C. 131–161. 3. Сафронов Р. О. Современные социологические теории религии в США и Европе // Религиоведческие исследования. – 2009. – Вып. 1–2. – С. 24–44.
4. Синелина Ю. Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. – М.: ИСПИ РАН, 2009. – 120 с.
5. Смирнов М. Ю., Бокова О. А. Методология религиоведения как проблема // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – № 3. – С. 133–147.
6. Степанова Е. А. Постсекулряная религиозность индивид versus институт // Религиоведение. – 2015. – № 3. – С. 56–65.
7. Узланер Д. А. Конец религии? История теории секуляризации. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. – 240 с.
8. Bailey E. Implicit religion of contemporary society: Some studies and reflections // Social Compass. – 1990. – No. 37(4) – P. 483–497.
9. Bellah R. N., Madsen R., Sullivan W. M., Swindler A., Tipton S. M. Habits of the Heart. Individualism and commitment in American life. – Berkeley: University of California Press, 1985. – 376 p.
10. Bellah R. N. Religion Evolution // American Sociological Review. – 1964. – Vol. 29. – No. 3 (Jun.). – P. 358–374.
11. Berger P. L. The Sacred Canopy: Elements of a sociological theory of religion. – New York: Open Road Media, 2011. – 203 p.
12. Beyer P. Religion and Globalization. – London: Sage Publications, 1994. – 256 p.
13. Beyer P. Privatization and the public influence of religion in global society // Theory, Culture & Society. – 1990. – Vol. 7. – No. 2–3. – P. 373–395.
14. Casanova J. Public Religions in the Modern World. – Chicago: University of Chicago Press, 1994. – 330 p.
15. Casanova J. Secularization revisited: A replay to Talal Asad // Powers of the Secular Modern: Talal Asad and his Interlocutor (Cultural Memory in the Present) / ed by D. Scott and Ch. Hirshkind – Stanford (CA): Stanford University Press, 2006. – P. 12–31.
16. Cipriani R. Religion and politics. The Italian case: Diffused religion [Religion et Politique. Le cas italien: La religion diffuse] // Archives de sciences sociales des religions. – 1984. – No. 58/1. – P. 29–51.
17. Cipriani R. Invisible Religion or Diffused Religion in Italy? // Social compass. – 2003. – 50(3). – P. 311–320.
18. Davie G. The Sociology of Religion. A critical agenda. 2nd ed. – Los Angeles, London, New Delhi, Singapore: SAGE, 2013. – 328 p.
19. Davie G. Vicarious Religion: A methodological challenge // Everyday Religion: Observing modern religious lives / ed. by N. T. Ammerman – New York; Oxford: Oxford University Press, 2007. – P. 21–36.
20. Davie G. Religion in Modern Europe: A Memory Mutates. – New York: Oxford university press, 2000. – 218 p.
21. Dobbelaere K. Secularization theories and sociological paradigms: A reformulation of the Private-Public dichotomy and the problem of societal integration // Sociological Analysis. – 1985. – Vol. 46. – No 4. – P. 377–387.
22. Furseth I. (ed.). Religious complexity in the public sphere: Comparing Nordic countries. – Palgrave Macmillan, 2018. – XXI, 341 p.
23. Luckman Th. The Invisible religion: The problem of religion in Modern Society. – London; New York: Macmillan, 1967. – 128 p.

Ключевые слова:
религиоведение, социология религии, викарная религия, диффузная религия, публичная религия.

Для цитирования:
Стрункина Е. С. Теоретические подходы как инструмент изучения религии / Е. С. Стрункина // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 3. – С. 141–151. DOI 10.35231/18186653_2021_3_141

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина