Введение. В статье рассматривается философско-культурологическая концепция смеха, разработанная в трудах М. М. Бахтина. Несмотря на устойчивый интерес исследователей к научному наследию Бахтина, его реконструкция народной смеховой культуры Средневековья и Возрождения остается недостаточно изученной. Содержание. Анализируя основания, содержание и смысл смеховой культуры, Бахтин, как и многие исследователи данного феномена, указывает на его сущностную связь со свободными и неофициальными народными традициями. Он также наделил смеховые эмоции социально-психологической функцией преодоления страхов и фобий, возникающих в общественном сознании в условиях частых войн, гонений и голода. Предметом анализа Бахтин избирает произведение Фансуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», за которым закрепилась слава неоднозначного, неприятного и даже чудовищного произведения мировой литературы. В этой книге Рабле показал спектр нравов европейской народной культуры раннего Нового времени. Особое внимание Бахтин обращает на смеховые образы телесного низа, выявляя популярность этих образов в неформальном языке (непристойность, ругань, высмеивание) не только простонародья, но и привилегированных слоев общества. Понятия телесного низа в практике смеховой культуры имплицитно подразумевали идеи преодоления страхов и позитивного обновления жизни. Выводы. Труды М. М. Бахтина по проблемам истории народной культуры позволяют представить мировоззрение людей, живших в период позднего Средневековья и Возрождения. Разработанная Бахтиным философско-культурологическая концепция смеха имеет методологическое значение и для исследования аналогичных явлений в культурных практиках неевропейских народов.
Сокровищук Алсу Ахметовнакандидат философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.sokrovishchuk@lengu.ru
1. Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: сб. в честь 75-летия Е. М. Мелетинского / cост. и авт. вступ. ст. С. Ю. Неклюдов, Е. С. Новик – М.: Российский университет, 1993. – С. 341–345.
2. Баткин Л. М. Смех Панурга и философия культуры // М. М. Бахтин: Pro et contra. Антология. – Т. 1. – СПб.: РХГИ, 2001. – С. 398–412.
3. Бахтин М. М. Дополнения и изменения к «Рабле» // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. – Т. 4(1). – М.: Языки славянских культур, 2008. – С. 681–749.
4. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Наука, 1986. – С. 297–326.
5. Бахтин М. М. Рабле и Гоголь // Бахтин М. М. – Собр. соч.: в 7 т. – Т. 4(2). – М.: Языки славянских культур, 2010. – С. 509–522.
6. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1965. – 500 с.
7. Головко Т. И. К проблеме смеха в народной художественной культуре // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 1. – С. 106–109.
8. Гуревич А. Я. О соотношении народной и ученой традиций в средневековой культуре // Французский ежегодник. – 1982. – С. 209–225.
9. Гуревич А. Я. Смех в народной культуре Средневековья // Вопросы литературы. – 1966. – № 6. – С. 207–213.
10. Гуревич А. Я. Феодальное Средневековье. Что это такое? // Гуревич А. Я. История – нескончаемый спор. – М.: РГГУ, 2005. – C. 718–757.
11. Долгов В. Потаенная жизнь древней Руси: быт, нравы, любовь. – М.: Яуза, Эксмо, 2009. – 510 c.
12. Дмитриев А. В., Сычев А. А. Смех: социофилософский анализ. – М.: Альфа-М, 2005. – 591 c.
13. Знания о прошлом в современной культуре (материалы круглого стола) // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – C. 3–45.
14. Лихачев Д. С. Великое наследие. Смех в Древней Руси. Заметки о русском // Лихачев Д. С. Избранные работы: в 3 т. – Т. 2. – Л.: Художественная литература, 1987. – 495 с.
15. Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. – Л.: Наука, 1984. – 295 с.
16. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. – 623 с.
17. Оболенская С. В., Томпсон Э. П. Плебейская культура и моральная экономия // История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. – М.: РГГУ, 1996. – С. 180–198.
18. Пинский Л. Е. Рабле в новом освещении // Вопросы литературы. – 1966. – № 6. – С. 200–206.
19. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. – М.: Лабиринт, 1999. – 288 с.
20. Розин В. М. Михаил Михайлович Бахтин // Вопросы философии. – 2010. – № 12. – С. 173–176.
21. Романовская Л. М. Текст М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» как факт гуманитарной культуры XX века: автореф. дис. ... канд. истор. наук. – Томск, 1999. – 23 с.
22. Сокровищук А. А. Красота: онтологические аспекты философского анализа: автореф. дис. ... канд. философ. наук / Вятский гос. гуманитар. ун-т. – Киров, 2011. – 17 с.
23. Сокровищук А. А. Интерпретация как герменевтический метод формирования мировоззрения // Мировоззрение в контексте современной культуры: коллективная монография / отв. ред. В. Н. Финогентов – Орел: Картуш, 2011. – С. 13–19.
24. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, 1992. – 458 с.
25. Сяо Цзинъюй. Эстетика смеха М. М. Бахтина и китайская народная смеховая культура // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2006. – № 1. – С. 73–82.
26. Marteinson P. On the problem of the Comic: A Philosophical Study on the Origins of Laughter. – Ottawa: Legas Press, 2006.