Философские идеи постмодернизма и метамодернизма в развитии современного музе

Авторы:
Морозова Елена Витальевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_3_93

Полный текст881,45 КБ

Введение. В статье рассматривается проблема функционирования музея в современном мире. Музей как культурная форма сложился в эпоху Античности и на протяжении всей своей истории не терял актуальности, успешно приспосабливаясь к меняющимся условиям. Тем не менее, всегда находились критики данного института культуры, в том числе - с позиций некоторых философских направлений, что заставляет и сегодня ставить вопрос о целесообразности существования музея. Содержание. Философия постмодернизма имеет в своем составе определенные идеи, отражение которых можно найти и в деятельности музея. Прежде всего постмодернизм предполагает не столько создание нового, сколько пересмотр уже ранее существовавшего. В этом постмодернизм близок музею, хранящему память о прошлом. Современное музейное пространство можно уподобить симулякру, так как современные технологии позволяют не просто демонстрировать музейные предметы, но и воссоздавать обстановку их бытования. Новые методики работы с музейными посетителями соотносятся с идеей игры в философии постмодернизма. В процессе организации музейной коммуникации посетителю предоставляется больше свободы для интерпретации экспозиций, что соответствует концепту постмодернизма о многоуровневой структуре текста. В начале XXI в. на смену постмодернизму приходит метамодернизм, для которого важность приобретают традиционные ценности и стабильность существования. Эти ориентиры соответствуют функциям хранения и воспитания, которые выполняет музей.

Морозова Елена Витальевна
кандидат культурологии
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Адорно Т. Музей Валери-Пруста / пер. с нем. С. Ромашко // Художественный журнал. – 2012. – № 88. – С. 23–32.
2. Балаш А. Н. Музей как «другое пространство» культуры // Музей – Памятник – Наследие. – 2018. – № 1 (3). – C. 12–22.
3. Бодрийяр Ж. Совершённое преступление // Заговор искусства: сб. статей / пер. с. фр. А. В. Качалов – М.: РИПОЛ классик; Панглосс, 2019. – 347 с.
4. Бонами З. А. Как читать и понимать музей. Философия музея. – М.: АСТ; ОГИЗ, 2018. – 223 с.
5. Ван ден Аккер Р. Метамодернизм: критическое введение // Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма: сб. науч. ст. / под ред. Ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена – М.: РИПОЛ классик, 2020. – С. 1–5.
6. Ваттимо Д. Музей и восприятие искусства в эпоху постмодерна / пер. с итал. Г. Курьерова // Художественный журнал. – 1999. – № 23. – С. 26–28. +
7. Волков В. Н. Постмодерн: недоверие к метанарративам // Культурное наследие России. – 2015. – № 2. – С. 3–11.
8. Гафанова Ю. В. Пространство музея: постмодернистское прочтение // Studia culturae. – 2001. – Вып. 1. – № 1. – C.163–168.
9. Емелин В. А. Кризис постмоденизма и потеря устойчивой идентичности // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2.– С. 5–15.
10. Коклен А. Эстетика перед лицом технообразов / пер. с фр. Н. Б. Маньковская // Декоративное искусство. – 2002. – № 1. – С. 67–70.
11. Красавчено Т. Н. Постмодернизм мертв? Дискуссии в англоязычной критике. (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. – 2018. – № 3. – С. 207–216.
12. Лещенко А. Г. Посткритическая музеология // Вопросы музеологии. – 2017. – № 16 (2). – С. 22–29.
13. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – 159 с.
14. Малышев И. В. Finito и non-finito // Малышев И. В. Искусство и философия: от модерна к постмодерну: сборник статей. – М.: ПРОБЕЛ-2000, 2013. – 98 с.
15. Маньковская Н. Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). – М.: ИФ РАН, 1995. – 271 с.
16. Мастеница Е. Н. Музей в начале третьего тысячелетия: ведущие тенденции развития // Общество. Среда. Развитие. – 2020. – № 3 (56). – С. 46–54.
17. Саймон Н. Партиципаторный музей / пер. с. англ. А. Глебовской. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. – 439 с.
18. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. Е. Руднева и др. – М.: Издательство ACT, 2002. – 557 с.
19. Худякова Л. А. Музей в эпоху постмодерна: потери или возможности // Вопросы музеологии. – 2010. – № 2. – С. 12–21.
20. Шляхтина Л. М. Современный музей: идеи и реалии // Вопросы музеологии. – 2011. – № 2 (4). – С. 14–19.
21. Эпштейн М. Н. Постмодерн в России. Литература и теория. – М.: Издание Р. Элинина, 2000. – 368 с.
22. Casey V. The museum effect: gazing from object to performance in the contemporary cultural-history museum // ICHIM 03 – New medias, new scenographies / Nouveaux m?dias, nouvelles sc?nographies: Proceedings of the seventh International cultural heritage informatics meeting, Ecole du Louvre, Paris, 8–12 Sept, 2003. – P. 2–21.
23. Hooper-Greenhill E. Museums and the Interpretation of Visual Culture. – London: Routledge, 2000. – 216 p.
24. Krauss R. Postmodernism's museum without walls // Thinking about exhibitions / ed. by R. Greenberg, B. W. Ferguson, S. Nairne. – London; New York: Routledge, 1996. – P. 241–245. 25. Louise K. M. Illusion or reality: unravelling the Musee Grevin. // Museum International (UNESCO). – Paris, 1993. – No. 178. – P. 38–41.

Ключевые слова:
философия культуры, постмодернизм, метамодернизм, постпостмодерн, музей, постмузей, non-finito.

Для цитирования:
Морозова Е. В. Философские идеи постмодернизма и метамодернизма в развитии современного музея / Е. В. Морозова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 3. – С. 93–105. DOI 10.35231/18186653_2021_3_93

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина