Введение. Задачей статьи является определение специфики критической философии немецкого мыслителя второй половины XVIII в. Моисея Мендельсона (1729-1786) - «немецкого Сократа», собеседника Лессинга и Канта - на основе анализа его трактата «Федон или о бессмертии души» (1767). Содержание. Автор, опираясь на изучение этого знаменитого трактата Мендельсона, показывает, что немецкий философ выстраивал собственную критическую методологию (независимую от кантовского критицизма). Это был его собственный вариант критицизма, который Мендельсон применил не только к прояснению вопроса о душе и ее бессмертии, но и по отношению к религиозным вопросам в целом, а также к другим актуальным проблемам его времени, в частности к спорам о пантеизме (спинозизме) Лессинга. В статье показывается философская атмосфера того времени, что соответствует продолжению замысла самого Мендельсона, который на страницах своего трактата пожелал сделать, чтобы его «Федон» заговорил не устами Платона, а языком XVII или XVIII в. Выводы. Изучение и новое прочтение трудов старых мастеров философии по-прежнему остается актуальным и способствует современному пониманию прошлых достижений философской мысли. Трактат Мендельсона «Федон или о бессмертии души» сопоставляется с диалогом Платона «Федон». Демонстрируется различие этих текстов, показывается, в чем состояли особенности размышлений Мендельсона. Определяется критицизм философии Мендельсона, в сравнении с концепцией критической философии Канта. Делается вывод о критическом отношении философии Мендельсона к метафизике в философии Нового времени (например, к воззрениям Лессинга, Лейбница, Вольфа, Аббта, Бошковича и оппонента Мендельсона К. Ф. Николаи).
Шевцов Александр Викторовичкандидат философских наук
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) МАИ
Москва, Российская Федерация
ashevzov@mail.ru
1. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: Per Se; СПб.: Университетская книга, 2000. – 455 с.
2. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии // Гейне Г. Собр. соч.: в 10 т. – Т. 6. – М., 1958. – С. 13–139.
3. Кант И. Критика чистого разума / пер. Н. Лосского. – М.: Мысль, 1994. – 591 c.
4. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках: в 4 т. – Т. 1: Трактаты и статьи (1784–1796). – М.: Изд. фирма АО Ками, 1994.
5. Каринский М. И. Критический обзор последнего периода германской философии. – СПб.: Тип. Деп. уделов, 1873. – 333 с.
6. Мендельсон М. Федон или о бессмертии души / пер. А. В. Шевцова. – М.: Изд-во URSS, 2021 (в печати).
7. Платон. Федон // Платон. Собр. соч. в 4 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 7–80.
8. Шевцов А. В. «К истории религии и философии в Германии» как историко-философский очерк Г. Гейне // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2020. – № 1. – С. 33–41.
9. Шевцов А. В. Классические и неклассические логики в историко-философском аспекте: основные принципы и понятия. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 259 с.
10. Якоб Л. Г. фон. Испытание Мендельсоновых «Утренних часов» или всех спекулятивных доказательств в пользу бытия Бога / пер. А. В. Шевцова. – М.: Изд-во URSS, 2021 (в печати).
11. Mendelssohn M. Morgenstunden oder Vorlesungen ?ber das Daseyn Gottes: 4. Auflage [1 Auflage – Berlin: Christian Friedrich Voss, 1785] Berlin: Berliner Ausgabe, 2017. – 156 s.
12. Mendelssohn M. Phaedon oder ?ber die Unsterblichkeit der Seele. – Leipzig: Druck und Verlag von Philipp jun, 1871. – 153 s.