Особенности смыслового понимания культуры в европейской философской мысли Средневековья и Возрождения

Авторы:
Вирачева Виктория Анатольевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_3_22

Полный текст865,69 КБ

Введение. Стабильность общества в современном мире, на фоне процессов глобализации, а также множественных межнациональных и международных конфликтов определяется взаимодействием культур. Для адекватной оценки социокультурной действительности необходимо выявление смыслов, составляющих понятие культуры в разные исторические эпохи, и понимание трансформации этих смыслов в ходе исторического развития общества. Содержание. В период Средневековья понятия культуры как особого мира, создаваемого человеком, не существовало и не могло существовать, поскольку человек, понимаемый как творение Бога, не имел права на самостоятельную творческую деятельность. Творчество было прерогативой Бога. Однако слово cultura , с его определенным смысловым содержанием, наличествовало. Оно трактовалось неоднозначно: 1) культура как наследие времен Античности (этот смысл подвергался сомнению в средневековом дискурсе); 2) культура как уровень образованности (в смысле способности к толкованию религиозных текстов); 3) культура как божественная деятельность в отношении человека, «обрабатывание» его души. В эпоху Возрождения изменения в понимании функций Бога и человека способствовали смене мировоззренческой парадигмы: теоцентризм уступает место гуманистическому антропоцентризму. Могущество Бога не отрицается, но человек уже рассматривается в качестве самого совершенного божественного создания, обладающего творческими способностями. Сферой приложения творческих усилий человека является он сам, его самосовершенствование. Идея богоподобия человека в эпоху Возрождения реализуется посредством понятия humanitas , смысл которого - творческий процесс духовного и нравственного развития человека. Хотя у слова cultura все еще превалируют прежние смыслы, но встречаются и смысловые пересечения слов humanitas и cultura . В XVI-XVII вв. частотность употребления слова cultura по отношению к ментальной деятельности человека усиливает его метафоричность («возделывание ума»). Появляется множество словосочетаний со словом cultura , что способствует возникновению обобщающего значения у этого понятия, и оно приобретает самостоятельность в смысле совершенствования и развития вообще. Выводы. В средневековом семантическом контексте самостоятельное понятие культуры как мира, создаваемого человеком, отсутствовало. Идея humanitas представляет собой прообраз идеи культуры. Смысловые пересечения слов humanitas и cultura сыграли ведущую роль в появлении признаков самостоятельности у концепта cultura . Смысловые изменения понятия культуры соотносятся с трактовкой изменений в социальной действительности и подходами к их познанию.

Вирачева Виктория Анатольевна
-
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nika9551979@gmail.com

1. Абеляр П. Теологические трактаты – М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2010. – 640 с.
2. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1–2). – СПб.: Пневма, 2003. – 688 с.
3. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья): в 2 т. Т. 2 / под ред. С. С. Неретиной; сост. С. С. Неретиной, Л. В. Бурлака. – СПб.: РХГИ, 2002. – 635 с.
4. Асоян Ю., Малофеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX – начала XX века): моногр. – М.: ОГИ, 2000. – 344 с.
5. Будагов Р. А. История слов в истории общества: моногр. – 2-е изд., доп. – М.: Добросвет-2000, 2004. – 256 с.
6. Вирачева В. А Формирование онтологического статуса понятия «культура» в античном семантическом контексте // Научное мнение: педагогические, психологические и философские науки. – 2019. – № 3. – С. 58–62.
7. Витченко Н. Н. Европейская наука statu nascendi: моральный модус: моногр. – Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2004. – 204 с.
8. Плебанек О. В. Культура – классический объект постнеклассического знания: моногр. – СПб.: Балт. гос. техн. ун-т «Военмех», 2011. – 196 с.
9. Соколов В. В. Европейская философия XV–XVII веков: учеб. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1996. – 400 с.
10. Трисмегист Г. Поймандр // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. – К.: Ирис; М.: Алетейа, 2001. – 622 с.
11. Чапкова Д. Некоторые актуальные аспекты понятия культуры у Я. А. Коменского // Человек – культура – общество в концепции Яна Амоса Коменского: Материалы междунар. симп. к 400-летию со дня рождения Я. А. Коменского, Москва, 1990 г. – М.: Река времен, 1997. – С. 137–139.

Ключевые слова:
культура, Средневековье, Возрождение, теоцентризм, гуманистический антропоцентризм, ментальная деятельность человека, творчество, смысловое изменение, самостоятельное понятие.

Для цитирования:
Вирачева В. А. Особенности смыслового понимания культуры в европейской философской мысли Средневековья и Возрождения / В. А. Вирачева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 3. – С. 22–32. DOI 10.35231/18186653_2021_3_22

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина