Ориентированность подготовки будущих учителей информатики на формирование профессиональных компетенций по информационной безопасности

Авторы:
Нечай Александр Анатольевич,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_428

Полный текст593,46 КБ

Введение. Информационная безопасность является глобальной проблемой из-за растущей зависимости общества от глобальной сети Интернет, а киберугрозы - один из самых серьезных вызовов для экономики и национальной безопасности. Информационная безопасность стала главным национальным приоритетом. Все организации, включая образовательные учреждения, работающие с применением цифровых компьютерных технологий, нуждаются в специалистах, обладающих компетенциями и навыками, которые включают поведенческие, управленческие и технические знания для борьбы с кибератаками в динамичной среде киберугроз. В связи с этим растет спрос не только на квалифицированных специалистов, но и на учителей, обладающих компетенциями по информационной безопасности, которые способны учить основам кибербезопасности со школьной скамьи. Существующие противоречия между повсеместным применением цифровых технологий, уязвимых к кибератакам, и недостаточностью использования образовательного процесса для обучения информационной безопасности, а также между увеличением спроса на подготовку учителей информатики по информационной безопасности и недостаточной готовностью профессорско-педагогического состава вуза к подготовке соответствующих специалистов позволяют сформулировать актуальную проблему научного исследования, которая заключается в необходимости системного обеспечения подготовки будущих учителей информатики и формирования у них профессиональных компетенций по информационной безопасности в современных условиях развития информационного общества. Новизна исследования состоит в разработке подхода к обучению будущих учителей информатики основам кибербезопасности и формированию у них компетенций по информационной безопасности в условиях цифровизации образования. Материалы и методы. При проведении исследования был проведен анализ зарубежных источников, из которых можно сделать вывод о том, что в европейских и азиатских странах ведется активная работа по обучению и профессиональной подготовке в области кибербезопасности; определены теоретико-методологические основы исследования и раскрыта спецификация подготовки учителей информатики по кибербезопасности. Результаты. В ходе исследования доказано, что профессиональная подготовка учителей информатики по информационной безопасности является актуальной, а включение тем по кибербезопасности в уже существующие учебные планы - обоснованной необходимостью. Обсуждения и выводы. Делается вывод о том, что подготовка будущих учителей информатики в системах цифрового образования включает в себя овладение современными технологиями, но программы подготовки учителей обычно рассматривают компетентность учителей информатики с точки зрения овладения информационно-коммуникационными технологиями и в незначительной мере касаются подготовки учителей в области информационной безопасности. Кибербезопасность, которая входит в состав информационной безопасности, как таковая вообще не рассматривается, так как предполагается, что кибербезопасность и информационная безопасность полностью идентичны и являются синонимами. За рубежом в европейских странах кибербезопасность уже отделилась от информационной безопасности в отдельную отрасль и постепенно внедряется в России.

Нечай Александр Анатольевич
кандидат педагогических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
webexpromt@mail.ru

1. Баранова Е.В., Симонова И.В. Развитие профессиональных компетенций бакалавров по направлению педагогического образования в области информатики в условиях цифрового образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2018. – № 190. – С. 116–124.
2. Бликин А.И. Профессиональные компетенции учителя информатики XXI века // Инновационные технологии XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. – 2015. – С. 81–82.
3. Борисов А.А., Краснов С.А., Нечай А.А. Технология блокчейн и проблемы её применения в различных информационных системах // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2018. – № 2. – С. 63–67.
4. Калиниченко С.В., Котиков, П.Е., Нечай, А.А. Решение репликационных проблем в базах данных для повышения устойчивости программного обеспечения автоматизированных систем // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2017. – № 4. – С. 18–21.
5. Наумова А.В., Топоркова Е.Г. Формирование культуры информационной безопасности в формате дистанционного обучения // Информационные проблемы и драйверы социально-экономического развития общества в условиях глобализации: сб. науч. ст. Междунар.науч.-практ. конф. Ставропольский государственный аграрный университет. – 2020. – С. 479–481.
6. Нечай А.А. Формирование профессиональной компетенции в области кибербезопасности у будущих учителей информатики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2020. – № 4. – С. 114–124.
7. Нечай А.А. Геймификация как способ организации обучения кибербезопасности // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сб. тез. докл. Междунар. науч. конф., посвящ. 180-летию педагогического образования в г. Ельце. – 2020. – С. 93–94.
8. Нечай А.А. Кибербезопасность и информационная безопасность: сущность, содержание и отличие понятий // XXIV Царскосельские чтения. 75-летие Победы в Великой Отечественной войне: материалы междунар. науч. конф. / под общ. ред. С.Г. Еремеева, 2020. – С. 229–232.
9. Нечай А.А., Краснов, С.А. Формирование компетенции учителя информатики в области кибербезопасности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 188–190.
10. Нечай А.А. Использование инновационных методов и современных технологий для повышения квалификации в области кибербезопасности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 3 (32). – С. 193–196.
11. Нечай А.А. Формирование безопасной информационной среды // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2019. – № 4 (25). – С. 43–44.
12. Нечай А.А., Краснов С.А., Свинарчук А.А. Аналитическая модель обеспечения информационной безопасности образовательных организаций системы общего и среднего образования // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2020. – № 4. – С. 77–84.
13. Нечай А.А., Котиков П.Е. Актуальные проблемы защиты информации в современных автоматических телефонных станциях // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2015. – № 2. – С. 65–69.
14. Никитин П.В. Междисциплинарная методическая система формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2010. – № 3-2 (67). – С. 135–140.
15. Новиков А.Н., Нечай А.А., Малахов А.В. О подходе к обоснованию рациональной номенклатуры эталонной базы измерительных комплексов на основе нечетких моделей // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2017. – № 1. – С. 72–79.
16. Новиков А.Н., Нечай А.А., Малахов А.В. Математическая модель обоснования вариантов реконфигурации распределенной автоматизированной контрольно-измерительной системы // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2016. – № 1-2. – С. 56–59.
17. Рихтер Т.В. Использование интерактивных методов обучения при формировании профессиональных компетенций педагогов по обеспечению кибербезопасности подрастающего поколения // Активные и интерактивные методы обучения в естественно-математическом образовании. Коллективная монография. Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет». Соликамск, 2018. – С. 13–21.
18. Чернова Е.В. Информационная безопасность человека: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Сер. 76 Высшее образование. – М., 2020. – 24 с.
19. Широбоков В.В., Нечай А.А. Алгоритм планирования энергосберегающей параллельной обработки информации с учетом информационной важности и времени поступления задач // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2017. – № 1. – С. 88–93.
20. Эсаулов К.А., Яхваров Е.К., Нечай А.А., Березин А.С. Методика интеграции системы управления киберрисками в предпринимательских структурах // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. – 2020. – № 2. – С. 80–86.
21. Bentle M., Stephenson A., Toscas P., Zhu Z. A multivariate model to quantify and mitigate cybersecurity risk // Risks. 2020. Т. 8. № 2. Р. 1-21.
22. Jeyaraj A., Zadeh A., Sethi V. Cybersecurity threats and organisational response: textual analysis and panel regression // Journal of Business Analytics. 2020.
23. Kavallieratos G., Katsikas S., Gkioulos V. Cybersecurity and safety co-engineering of cyberphysical systems – a comprehensive survey // Future Internet. 2020. Т. 12. № 4. P. 65.
24. Li Y., Xu, L. Cybersecurity investments in a two-echelon supply chain with thirdparty risk propagation // International Journal of Production Research. 2021. Т. 59. № 4. P. 1216–1238. 25. Panigrahi R., Borah, S. A statistical analysis of lazy classifiers using canadian institute of cybersecurity datasets // Lecture Notes on Data Engineering and Communications Technologies. 2020. Т. 37. P. 215–222.
26. Pohasii S.S., Milevskyi S.V., Milevskyi S. Cybersecurity issues in the internet of things // Black Sea Scientific Journal of Academic Research. 2019. Т. 48. № 5-1. P. 135–137.
27. Toapanta S.M.T., Jaramillo J.M.E., Gallegos L.E.M. Cybersecurity analysis to determine the impact on the social area in latin america and the caribbean // ACM International Conference Proceeding Series. 2. Сер. "ICETM 2019 – Proceedings of 2019 2nd International Conference on Education Technology Management" 2019. P. 73–78.
28. Toapanta S.M.T., Armijos M.A.A., Gallegos L.E.M. Analysis of cybersecurity models suitable to apply in an electoral process in ecuador ACM International Conference Proceeding Series. 2. Сер. "ICETM 2019 – Proceedings of 2019 2nd International Conference on Education Technology Management" 2019. P. 84-90.
29. Fern?ndez-Caram?s, T.M., Fraga-Lamas, P. Teaching and learning iot cybersecurity and vulnerability assessment with shodan through practical use cases // Sensors. 2020. Т. 20. № 11. Р. 30–48.
30. Xu S. Cybersecurity dynamics: a foundation for the science of cybersecurity Advances in Information Security. 2019. Т. 74. P. 1–31.

Ключевые слова:
учитель информатики, информационная безопасность, кибербезопасность, профессиональная подготовка, компетенция

Для цитирования:
Нечай А.А. Ориентированность подготовки будущих учителей информатики на формирование профессиональных компетенций по информационной безопасности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 428–441. DOI 10.35231/18186653_2021_2_428

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина