Графикация как образно-знаковый язык визуализации учебной информации

Авторы:
Гаджиева Елена Анатольевна,Комиссарова Татьяна Сергеевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_417

Полный текст809,95 КБ

Введение. Анализу в данной статье подвергнуто изображение учебной информации средствами графикации - штрихового рисунка, значка, различных схем, представляющих собой не вербальную, а другую семиотическую форму предъявления информации. Этот процесс ее познания и усвоения опирается на визуализацию не в виде вербального учебного текста, а в виде образно-знакового графического изображения, которое следует считать другим языком визуализации. Материалы и методы. Рассматривается образное представление и восприятие информации более глубоко, чем просто созерцание картинки. Оно представляет собой интеллектуально-логическое прочтение (построение) обработанной «свернутой» информации, по сути своей отражающей осмысленное знание в виде графического образа, графемы, достаточно лаконичное, конкретное, отражающее структуру и связи в изучаемых понятиях. При использовании такого языка работы с информацией активизируются когнитивные процессы правого полушария головного мозга, что позволяет говорить о развитии у студентов образного пространственного мышления, необходимого для решения проблемных ситуаций, в их дальнейшей профессиональной творческой деятельности. Результаты. В статье показано, что наряду с вербальным языком существует такой визуальный язык графикации, азбука и слова которого представлены знаками-символами в виде штрихового рисунка - графемы. Открываются большие возможности для повышения эффективности процесса обучения, развития творческих способностей обучающихся, которые заложены в визуализации учебной информации, в развитии творческого воображении, образно-пространственного мышления обучающихся. Как показано психологами, именно правое полушарие, позволяющее воспринимать мир во всей его целости, имеет прямое отношение к формированию творческих способностей личности, ее творческого потенциала. Обсуждение и выводы. Использование графических образов для представления учебной информации на языке графикации не только увеличивает скорость передачи информации студентам и повышает уровень её понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как профессиональное «чутьё», интуиция, образное, правополушарное мышление.

Гаджиева Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e.gadzhieva@lengu.ru

Комиссарова Татьяна Сергеевна
доктор педагогических наук
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tsk42@mail.ru

1. Берлянт A.M. Образ пространства: карта и информация. – М.: Мысль, 1986.
2. Боумен У. Графическое представление информации: монография. – М.: Мир, 1971. – 228 с.
3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучениеМ.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
4. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
5. Гаджиева Е.А. Использование картографического метода при формировании профессиональных компетенций обучающихся по направлению "Туризм" // XXI Вишняковские чтения: Материалы междунар. науч. конф. – 2018. С. 77–80.
6. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – № 11. – С. 26–30.
7. Комиссарова Т.С., Скворцов А.В. Пространственно-графический тип проблемных заданий при профессиональной подготовке специалистов – психолого-педагогический подход // Академическая наука – проблемы и достижения: Материалы V междунар. науч.-практ. конф. 1–2 декабря 2014 г. – SC, USA. North Charleston: LaCross Road, 2014. – Т.1. – С. 33–37.
8. Кузнецова Е. Ю. Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 1055–1061. – URL https://moluch.ru/archive/107/25789/ (дата обращения: 03.04.2020).
9. Остапенко А.А. Очевидная педагогика. Модульная наглядность в преподавании вузовского курса. – М.: Народное образование, 2013. – 128 с.
10. Arslan D., Toy E. The visual problems of infographics // Global Journal on Humanites & Social Sciences. [Online]. Vol.1, Iss. 1, 2015. pp. 409-414. http://www.world-education-center.org/index.php/pntsbs [Accessed on October 5, 2015].

Ключевые слова:
учебная информация, графикация, визуализация, графический образ, графема, пространственное мышление

Для цитирования:
Гаджиева Е. А., Комиссарова Т. С. Графикация как образнознаковый язык визуализации учебной информации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 417–427. DOI 10.35231/18186653_2021_2_417

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина