Функционально-структурное единство текста школьных учебников по языку как лингвометодическая проблема

Авторы:
Васюкович Людмила Сергеевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_349

Полный текст553,46 КБ

Введение. Вопросам подготовки и изданию учебной литературы уделялось самое пристальное внимание на протяжении всей истории образования. Наиболее продуктивным этапом по осмыслению теории школьного учебника и его компонентов являются 70-90 гг. XX столетия. Проблемы школьного учебника (учебного текста как компонента издания) исследовали В. Г. Бейлинсон, В. П. Беспалько, Г. Г. Граник, Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, Н. Ф. Талызина и др. За период с 1974 по 1990 г. издательство «Просвещение» подготовило 20 сборников «Проблемы школьного учебника». Однако созданные концепции конструирования учебников не нашли отражения на практике. На сегодняшний день новое информационно-образовательное пространство актуализирует теоретическую и практическую значимость исследования текста школьных учебников. Материалы и методы. Материалом для статьи послужили научные издания (монографии, авторефераты, статьи) по проблеме исследования. Использован комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования, в т. ч. теоретический анализ педагогических источников и действующих учебников по языку, нормативных документов, что позволило сформулировать ведущие понятия и теоретические основы работы. Результаты. Результатом исследования является комплексная характеристика учебного текста как системного объекта, имеющего сложную, многофункциональную структуру. Содержательная и структурная организация учебного текста обусловлена единством выполняемых функций - информационной, инструментальной, коммуникативной, ценностно-ориентационной. Учебный текст, выполняя информационную функцию, представляет систему предметных знаний. Инструментальная функция осуществляется в познавательной деятельности посредством поисковых, проблемных, исследовательских заданий, вопросов. Коммуникативная функция реализуется как диалогическое взаимодействие читателя и текста, через анализ, понимание, оценку информации. Учебный текст как эталон филологической (речевой, риторической, герменевтической) культуры воплощает ценностно-ориентационную функцию. Обсуждение и выводы. Системный подход к объекту исследования представляет попытку преодолеть фрагментарность, одноаспектность изучения учебного текста, «диффузность» границ изучаемого материала, интегрировать различные интерпретации единицы в современной педагогической науке. Учебный текст, исходя из общих свойств сложных объектов, характеризируется как система социально-педагогическая, целостная, открытая, целенаправленная, саморазвивающаяся, сложная, процессуальная, структурированная, полифункциональная.

Васюкович Людмила Сергеевна
доцент
Международный университет “МИТСО”
Витебск, Республика Беларусь
vasuk.mila@tut.by

1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: моногр. – М.: Либроком, 2012. – 139 с.
2. Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку: моногр. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – 152 с.
3. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование: моногр. – М.: Мнемозина, 2005. – 399 с.
4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: моногр. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – 144 с.
5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге. – М.: Образование, 1996. – 128 с.
6. Дергун Л.И. Структура научно-учебных текстов (на материале школьных учебников) // Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. – № 5. – С. 33–37.
7. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 1984. – 268 с.
8. Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты: моногр. – М.: Русский язык, 1991. – 114 с.
9. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: моногр. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – 384 с.
10. Карасик В.И. Языковой круг (личность, концепты, дискурс): моногр. – М.: Гнозис, 2004. – 390 с.
11. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Либроком, 2017. – 264 с.
12. Коммуникативно-функциональная типология текстов: сб. науч. ст. / редкол.: О. Л. Каменская (отв. ред.). – М.: МГЛУ,1991. – 130 с.
13. Коновалова Л.В. Технологии развития этнокультурной компетентности педагогов на этапе последипломного образования // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – С. 52–57.
14. Кубрякова Е.С. Текст и его понимание // Русский текст. – 2004. – №2. – С. 18– 26.
15. Куриленко В.Б. Учебно-научные тексты: особенности структуры и языкового оформления // Вестник РУДН. – 2006. – № 2. – С. 223–227.
16. Кусова М.Л. Учебно-научный текст как средство формирования информационных умений у младших школьников // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 118–123.
17. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. тр. – М.: МГУ, 2001. – 444 с.
18. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства: моногр. – СПб.: Академический проект, 2002. – 544 с.
19. Мельников Г.П. Системная типология языков: синтез морфологической классификации языков со стадиальной: моногр. – М.: РУДН, 2000. – 78 с.
20. Садовский В.Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ: моногр. – М.: Наука, 1974. – 280 с.
21. Carr N. What the Internet Is Doing to Our Brains. New York: W.W. Norton Company, 2010. 276 p.
22. Mayer R. Multimedia Learning. – Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 210 p.

Ключевые слова:
учебный текст, школьный учебник по языку, системный подход, функционально-структурное единство

Для цитирования:
Васюкович Л. С. Функционально-структурное единство текста школьных учебников по языку как лингвометодическая проблема // Вестник Ленинградского университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 349–362. DOI 10.35231/18186653_2021_2_349

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина