Факторы формирования личности педагога в современной образовательной среде

Авторы:
Тарасов Сергей Валентинович,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_315

Полный текст537,05 КБ

Введение. Одним из интегральных качеств личности современного педагога выступает готовность к саморазвитию в образовательной социокультурной среде. Создание подобной среды необходимо не только в системе последипломного образования учителя, но и в образовательной организации, в которой он работает. Материалы и методы. В статье обобщены результаты экспериментальной работы исследовательской группы с использованием общеметодологических принципов анализа и синтеза. Для изучения факторов формирования личности педагога в современной образовательной среде была разработана и апробирована технология имитационно-ролевого события. Результаты исследования связаны с определением этапов формирования образовательной социокультурной среды, её влияния на личность педагога и совокупности факторов, формирующих данную среду. Обсуждение и выводы. Сделан вывод о том, что современная образовательная среда оказывает определяющее влияние на личность педагога, в частности, его стремление к саморазвитию. В свою очередь, он влияет на формирование образовательной среды школы, что обусловлено самой ролью педагога в образовательном процессе, которая связана не только с передачей учебного содержания, но прежде всего со способностью обеспечить личностно значимое общение для его воспитанников.

Тарасов Сергей Валентинович
доктор педагогических наук, профессор
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Санкт-Петербург, Российская Федерация
office_edu@lenreg.ru

1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 223 с.
2. Лабунская Н.А. Эффективный учитель // Школа в начале третьего тысячелетия / науч. ред. С.В. Тарасов. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
3. Нефёдова Е.В. Педагогические условия формирования мировосприятия младшего школьника в образовательном процессе // Вестник Самарского государственного университета. – 2006. – № 5–2. – С. 83–90.
4. Проблемы научного творчества: сборник аналитических обзоров. – Вып. 2. – М., 1982.
5. Сластенин В.А., Ануфириева Д.Ю. Саморазвитие личности учителя: [По материалам обследования студентов математического факультета Новосибирского государственного педагогического университета] // Magister. –1997. – N 6. –С. 1–12.
6. Тарасов С.В. Образовательная среда как социокультурная и педагогическая категория // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – Т. 3. – № 1. – С. 5–15.
7. Шнейдер Л.Б. Мировосприятие и гражданское позиционирование как психолого-педагогическая проблема воспитания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2017. – № 46. – С. 103–107.

Ключевые слова:
личность педагога; современная образовательная среда; рефлексия личного и профессионального опыта; профессионально-педагогическая компетентность; диагностика творческого потенциала; саморазвитие

Для цитирования:
Тарасов С.В. Личность педагога в современной образовательной среде // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 315–327. DOI 10.35231/18186653_2021_2_315

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина