Введение. Изучение опыта деятельности отечественных учебных заведений в досоветский период не утратило своей актуальности в современных условиях. Обращение к истории преподавания новых языков в городских училищах позволяет получить данные, отражающие историю методики преподавания иностранных языков, а также способствует обогащению историко-педагогического знания. Материалы и методы. Исследование проводилась на основе теоретического анализа опубликованных и неопубликованных источников, отражающих различные аспекты изучаемой темы. Результаты исследования. Городские училища, действовавшие по положению 1872 г., позволяли получить общее образование детям разных сословий. Программа обучения включала широкий перечень естественно-научных и гуманитарных предметов. Наряду с обязательными в городских училищах допускалось и преподавание дополнительных предметов, в перечень которых входили «новые языки». Их изучение позволяло приобрести навыки и умения, необходимые для устного и письменного общения и получения информации из иноязычных источников. Введение «новых языков» в программу городских училищ давало их выпускникам возможность продолжить обучение в гимназии или поступить в профессиональное учебное заведение, обеспечивая, тем самым, преемственность различных уровней образовательной системы. Обсуждение и выводы. Историко-педагогическая рефлексия имеет несомненную значимость, так как позволяет увидеть как развивалась система общего образования во второй половине XIX - начале ХХ в.
Левченко Ольга Юрьевнадоктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
o.levchenko@lengu.ru
1. Мансуров П.П. Городские училища по Положению 31 мая 1872 года / сост. учитель Нолин. гор. училища П. Мансуров. Вятка: Тип. и хромолит. Маишеева, бывш. Куклина и Красовского, 1900. – 36 с.
2. Тихомиров К.И. К вопросу о городских училищах. – СПб.: Рус. школа, 1901. – 49 с.
3. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. – М.: Книгоиздательство "Польза" В. Антик и К°, 1912. – 224 с.