Становление исторической грамматики русского языка как учебной дисциплины в высших учебных заведениях России (дореволюционный период)

Авторы:
Лебедева Татьяна Евгеньевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_288

Полный текст553,08 КБ

Введение. История профессиональной подготовки филологов-русистов - недостаточно разработанная область истории высшего образования в России. Цель настоящей работы - проследить становление исторической грамматики как учебной дисциплины в российских университетах. Материалы и методы. Материалами исследования послужили Объявления публичного преподавания наук российских университетов XIX в., уставы высших учебных заведений, публикации лекций по истории русского языка XIX - начала XX в., созданные специально для преподавания исторической грамматики как учебной дисциплины на историко-филологических факультетах университетов. Анализ университетских «программ» и содержания учебной литературы по исторической грамматике позволяет проследить становление этой учебной дисциплины со времени первого ее появления в учебном плане до 1917 г. Результаты исследования. Удалось установить время появления курса истории языка в университетской программе подготовки студентов по кафедре словесности. Необходимость преподавания истории русского языка для подготовки словесников обосновывалась в трудах И.И. Срезневского, Ф.И. Буслаева, А.И. Соболевского и др., менее известных, ученых, университетских преподавателей второй половины XIX - начала XX в. Сопоставительный анализ лекционных курсов истории русского языка И.И. Срезневского, Ф.И. Буслаева, А.И, Соболевского, И.В. Ягича, Р. Брандта, В.Н. Волкова, Е.Ф. Будде, Н.Н. Дурново, учебных пособий Н.К. Грунского, С. И. Маслова обнаруживает преемственность взглядов разных ученых на концепцию преподавания истории русского языка в высшей школе. При этом видно, что предмет, цели и задачи исторической грамматики определялись постепенно, эксплицитно они формулируются в работах начиная с 1880-х гг. Содержание дисциплины не одинаково у разных авторов, несмотря на наличие большого числа общих компонентов в структуре курса. Дидактические принципы создания учебной литературы реализуются не во всех курсах лекций по истории русского языка. Обсуждение и выводы. С 1848-49 уч.г. историческая грамматика русского языка неизменно присутствовала в качестве учебного предмета в программе университетской подготовки словесников. Возможные направления развития учебного предмета «историческая грамматика русского языка» были намечены в работах И.И. Срезневского. В дальнейшем, после нескольких десятилетий поисков, выкристаллизовалась устойчивая часть курса истории русского языка, установилась логика изложения материала (от праславянского состояния к современному). На базе курса исторической грамматики в том виде, в каком она существовала в дореволюционный период, в дальнейшем сформировались и другие учебные и научные дисциплины исторического цикла.

Лебедева Татьяна Евгеньевна
кандидат филологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
te_lebedeva_1210@mail.ru

1. Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка: учеб. пособие для преп.: Сост., на основании наставления для образования воспитанников воен.учеб. заведений, выс. утв. 24 дек. 1848 г., Ф. Буслаевым. Ч. 1-2. – М.: Унив. тип., 1858. – 2 т.
2. Введенiе въ историческое изучение русскаго языка Волкова Н.В. Вступительная лекцiя, читанная въ С.-Петербургскомъ университетh 16 сентября 1894 г. С.ПЕТЕРБУРГЪ. Типографія В. С. Балашева и К°, Наб. Фонтанки, д. № 95. 1894. – 21 с.
3. Грунскiй Н.К. Пособiе при практических занятiях по исторiи русскаго языка. Ученые заметки Юрьевскаго Университета. 1911. – 52 с.
4. Дурново Н. Н. Лекции по истории русского языка, читанные осенью 1907-8 академ. г. в И. Моск. университете пр. дц. Н.Н. Дурново. – Москва: Изд. студента С.С. Лихачева, 1908.
5. Кононова С.В. Развитие разрядов наук на историко-филологических факультетах университетов Российской империи // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2010. – № 1. – С. 15–19.
6. Лекции по истории русского языка ординарного профессора Императорского Казанского университета Е.Ф. Будде: 1906/7 акад. г. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1907. – 253 с.
7. Лекции по исторической грамматике русского языка, читанные ординарным профессором Императорского Московского университета Романом Брандтом, 1892. – 146 с.
8. Маслов С. И. Лекции по истории русского языка, читанные в Киевских высших женских курсах в весеннем семестре 1913–14 уч. г.: Прил.: Хрестоматия по истории русского языка, 1914. – 256 с.
9. Никитин О.В. «Опыт исторической грамматики русского языка» Ф.И. Буслаева в лингвистической традиции его времени (к 200-летию со дня рождения ученого) // Вестник Томского государственного университета. – 2019. –№ 439. – С. 44–56.
10. Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Университетский устав 1835 г. // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Том I (Гуманитарные науки). – С. 11 – 20.
11. Общий устав императорских российских университетов 1884 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. – Т. 4. – СПб., 1887. – № 2404. – С. 456 – 474.
12. Объявление публичного преподавания наук 1836-37г. САНКТПЕТЕРБУРГЪ. Печатано въ типографiи Императорской Академiи Наукъ. 1836.
13. Объявление публичного преподавания наук 1837-38г. САНКТПЕТЕРБУРГЪ. Печатано въ типографiи Императорской Академiи Наукъ. 1837.
14. Объявление публичного преподавания наук в Императорском Санкт-Петербургском университете на 1848-1849 академический год, от ректора и совета. САНКТПЕТЕРБУРГЪ. Въ типографiи военно-учебныхъ заведенiй. 1848.
15. Объявление публичного преподавания наук 1850 г. САНКТПЕТЕРБУРГЪ. Печатано въ типографiи Императорской Академiи Наукъ. 1850-51.
16. Русские филологи XIX века. Библиографический словарь-справочник. – М.: Совпадение, 2006. – 432 с.
17. Семячко Л.Н. Риторические идеи в трудах И.И. Срезневского по методике преподавания русского языка в школе. К 130-летию со дня смерти ученого (1812– 1880) // Вестник СПбГУ. – Сер. 9. – 2011. – Вып. 1. – С. 279-285.
18. Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты середины XVIII – начала XX вв. Справочное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 336 с.
19. Соболевский А. И. Лекции по истории русского языка / [Соч.] А.И. Соболевского, орд. проф. Имп. Ун-та св. Владимира. – Киев: Унив. тип., 1888. – 216 с.
20. Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка. (Читано на акте императорского С-Петерб. ун-та 8 февр. 1849 г.) – М.: Учпедгиз, 1959. – 135 с.
21. Чесноков В.И. Пути формирования и характерные черты системы университетского исторического образования в дореволюционной России // Историческая культура императорской России. Формирование представлений о прошлом. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. – С. 113-137.
22. Шмелёва Т.В. Традиции университетской словесности // Вестник Новгородского государственного университета. – 2003. – №25. – С. 115 – 121. 23. Ягич И. В. Лекции по исторической грамматике русского языка: С.-Петерб. унт. 1883/4 акад. Г. – [Санкт-Петербург]: лит. Гробовой, [1884]. – 347 с.
23. Ягич И. В. Лекции по исторической грамматике русского языка: С.-Петерб. унт. 1883/4 акад. Г. – [Санкт-Петербург]: лит. Гробовой, [1884]. – 347 с.

Ключевые слова:
история педагогики и образования, высшая школа, историческая грамматика русского языка.

Для цитирования:
Лебедева Т.Е. Становление исторической грамматики русского языка как учебной дисциплины в высших учебных заведениях России (дореволюционный период) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 288–304. DOI 10.35231/18186653_2021_2_288

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина