Акме-психологические технологии как фактор развития управленческой компетентности студентов

Авторы:
Полежаева Ольга Дмитриевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_256

Полный текст930,90 КБ

Введение. В современных реалиях особую важность приобретает изучение факторов, которые оказывают влияние на развитие управленческой компетентности студентов. Развитие управленческих компетенций позволяют будущему управленцу грамотно ставить цели, определять задачи, организовывать собственную деятельность и деятельность коллектива работников, уметь реализовывать функции координации, мотивации и контроля. В этой связи целесообразно решить проблему согласования различных подходов к определению результата личностно-профессионального развития студентов и выбора тех акме-психологических технологий, которые позволят обеспечивать не только развитие управленческих компетенций выпускника, но и актуализировать субъективные факторы этого процесса. Материалы и методы. На разных этапах исследования применен комплекс методов, включающий в себя: теоретические методы научного исследования - анализ, синтез, классификация, теоретическое моделирование; методы сбора эмпирической информации - опросный метод, анализ документов, метод экспертного опроса; метод формирующего эксперимента с использованием технологий активного социально-психологического и акмеологического обучения; методы многомерной статистической обработки результатов - расчет средних арифметических значений, стандартного отклонения, процентных долей выраженности признака в группах испытуемых. Результаты исследования. В процессе исследования были выявлены и проанализированы психологические факторы, влияющие на развитие управленческой компетентности студентов в условиях учебно-профессиональной интеграции. Обсуждение и выводы. Полученные в результате исследования данные позволяют сделать вывод о том, что субъективно-объективные факторы в виде интерактивного тренинга, индивидуального коучинга и работы в проектных группах способствуют развитию компонентов управленческой компетентности у студентов.

Полежаева Ольга Дмитриевна
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
polezhaevaolga@yandex.ru

1. Банникова Д.Я. Развитие акмеологической компетентности и эмоциональноценностных отношений студентов педагогического вуза. – СПб., 2011. – 24 с.
2. Беляева А.А., Габова М.П., Галченко А.С. и др. Мотивационная основа развития профессиональной компетентности руководителей и студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2017. – № 4. – С. 57–63.
3. Буравцова Н.В., Коваленко В.И. Психологические факторы, обуславливающие развитие организационно-управленческих навыков будущих менеджеров // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4 (41). – С. 181–183.
4. Габитова Э.М. Формирование транспрофессиональных компетенций и профессионально важных качеств специалиста в образовательном процессе // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 20 Всерос. науч.-практ. конф. – 2015. – С. 55–57.
5. Галченко А.С. Системный подход к развитию профессиональной компетентности студентов и руководителей в проектной деятельности с использованием акмеологических технологий // Научное мнение: научный журнал / СанктПетербургский университетский консорциум. – СПб., 2017. – №7–8. – С. 9–14.
6. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1-5. Кн. 5: Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 541 с.
7. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. – СПб., 2013. – 272 с.
8. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. – М.; СПб.: Нестор-История, 2018. – 456 с.
9. Орбодоева Л.М. Механизмы и функции управления в содержании метакомпетенции // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 1–3. – С. 63–67.
10. Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акместратегии и акметехнологии продуктивной деятельности преподавателя профессиональной школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8. – Вып. 1 (29). – С. 4–11.
11. Полежаева О.Д. Интерактивные технологии как фактор развития управленческой компетентности // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2020. – №7-8. – С. 64–70.
12. Полежаева О.Д. Тренинговая технология как акмеологический фактор развития команд проекта // Национальное здоровье. – 2018. – № 1. – С. 181–186.
13. Скуднова Т.Д. Социокультурные векторы развития методологии и технологий психолого-педагогического образования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – № 2. – С. 241–246.
14. Софьина В. Н., Галченко А. С., Габова М. П. Интерактивные акмеологические технологии обучения и развития студентов и руководителей проектному управления // Современное образование: содержание, технологии, качество. – № 1. – 2018. – С. 335–338.
15. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. – М.: Высшее образование сегодня, 2004. – № 3. 16
16. Sofina V.N. Monitoring of the Poly-Professional Competence Development in the Project Activity of Students / Sofina V.N., Murashev A.V., Gabova M.P., Polezhaeva O.D., Katushonok I.Yu. // Opcion. 2019 Т. 35 № S23. P. 1203-1220.

Ключевые слова:
психологические факторы, управленческая компетентность, личностно-профессиональное развитие, акмеологический тренинг, профессиональные компетенции.

Для цитирования:
Полежаева О.Д. Акме-психологические технологии как фактор развития управленческой компетентности студентов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 256–270. DOI 10.35231/18186653_2021_2_256

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина