Цель статьи заключается в описании результатов психодиагностического исследования, направленного на определение параметров достижения личностной зрелости, а также связи между ними и механизмами развития ценностно-смысловой сферы. Теоретический обзор, проведенный для формирования методологической базы исследования, показал, что в рамках гуманистической парадигмы, а также деятельностного и культурно-исторического подхода, достижение личностной зрелости рассматривается как новообразование периода взрослости, тесно связанное со становлением ценностно-смысловой сферы. Общая идея о динамике развития ценностно-смысловой сферы раскрыта в акмеологическом системно-эволюционном подходе к пониманию личности как саморазвивающей системы В.В. Белова, который также является методологической основой представленного исследования [2; 3]. Вместе с тем остается открытым вопрос о системном характере взаимосвязи личностной зрелости и ценностно-смысловой сферы, а также о связи механизмов развития ЦСС и отдельных параметров зрелости. Таким образом, сформированы ключевые гипотезы, определившие логику и структуру эмпирического исследования. Первая гипотеза связывает параметры личностной зрелости с такими элементами ценностно-смысловой сферы, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме. В рамках второй гипотезы высказано предположение о наличии прямо пропорциональных связей между отдельными механизмами развития ЦСС и параметрами личностной зрелости. Методология исследования строится на идеях гуманистического, системного, деятельностного, культурно-исторического и акмеологического системно-эволюционного подходов, в рамках которых были подобраны валидные стандартизированные методики, нацеленные на изучение параметров, компонентов и общего уровня личностной зрелости, а также механизмов развития ценностно-смысловой сферы. Для оценки тесноты связи между показателями использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, результаты которого стали основанием для построение корреляционного графа. Результаты исследования. Установлено, что приобретение личностной зрелости связано с такими элементами ценностно-смысловой сферы, как духовность, генеративность, автономия и достижение акме. Кроме того, можно говорить о наличии комплексной взаимосвязи между механизмами развития ценностно-смысловой сферы и отдельными параметрами личностной зрелости.
Лаврищева Алина Владимировна-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
alina.dmi@ya.ru
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: моногр. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. – 338 с.
2. Белов В.В. Акмеологический подход к исследованию личности лидера организации // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. материалы XI международной научно-практической конференции молодых ученых. 2016. С. 106-109.
3. Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2017. – № 4. – С. 43–57.
4. Белов В.В., Лаврищева А.В. Теоретические аспекты исследования развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2019. – № 4. – С. 88–98.
5. Богоявленская Д.Б. Созидание образа человеческого // Образование личности. – 2015. – № 4. – С. 12–14.
6. Бондарчук Е.В., Цакунова Е.В. Формирование ценностных ориентаций студентов-педагогов в процессе сопровождения их профессиональной социализации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. – Т. 11. – № 7. – С. 62–65.
7. Буякас Т.М. Феноменология смысла: смысл как зов души // Консультативная психология и психотерапия. – 2009. – № 2. – С. 94–109.
8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.
9. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1–5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала: моногр. – М.: Изд. РАГС, 2001. – 483 с.
10. Костюк Ю.А. Феномен духовности и его место в развитии акмеологии // Акмеология. – 2012. – № 4 (44). – С. 90–94.
11. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2005. – № 7. – С. 16–21. – URL: http://institut.smysl.ru/article/spirit.php (дата обращения 10. 01. 2021)
12. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости: моногр. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
13. Мельников Т.Н., Потанина Л.Т. Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 21–28. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-1-21-28.
14. Микляева А.В. Шкала самооценки личностной зрелости: опыт разработки и апробации // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2017. – Т. 8. – № 2-1. – С. 52–68.
15. Почтарева Е.Ю. Самодетерминация как ценностно-смысловой ресурс личности педагога // Актуальные проблемы развития личности: сб. науч. тр. / под науч. ред. Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ. 2016. – С. 119–128.
16. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология: моногр. – М.: Алетейя, 2000. – 288 с.
17. Стрижицкая О.Ю. Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2013. – № 4. – С. 118–127.
18. Шадрин И.С. Проблема детерминации (самодетерминации) поведения в культурно-исторической и экзистенциальной психологии // Культурно-историческая психология. – 2012. – № 2. – С. 113–122.
19. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. 2-е изд. – СПб.: Ленато, 2006. – 592 с.
20. Яблокова Е.А. Акме как феномен развития группы, общности // Акмеология. – 2002. – № 1 (2). – С. 6–10.
21. Bastian, B., Dakin, B., Murphy, S. (2020). The Evolutionary Function of What People Find Meaningful. Evolutionary Studies in Imaginative Culture, 4(1), 19-22. doi:10.26613/esic.4.1.159
22. Deci E. L., Vansteenkiste M. Self-determination theory and basic need satisfaction: Understanding human development in positive psychology // Ricerche di Psichologia. 2004. Vol 27 (1). P. 23–40.
23. Hofer J., Busch H., Au A., Wong T.T., Pol??kov? ?olcov? I., Tavel P. Generativity does not necessarily satisfy all your needs // Developmental Psychology. 2016. Т. 52. № 3. С. 509-519. DOI: 10.1037/dev0000078;
24. Hofmann W., Meindl P., Mooijman M., Graham J. Morality and Self-Control: How They Are Intertwined and Where They Differ // Current Directions in Psychological Science. 2018, vol. 27, 4: pp. 286-291. 2018. https://doi.org/10.1177/0963721418759317
25. Homan K.J., Greenberg J.S., Mailick M.R. Generativity and Well-Being of Midlife and Aging Parents With Children With Developmental or Mental Health Problems. Res Aging. 2020; 42(3-4):95-104. doi:10.1177/0164027519884759
26. Maio G.R. Chapter one: mental representations of social values // Advances in Experimental Social Psychology. 2010. Т. 42. С. 1-43. DOI: 10.1016/S00652601(10)42001-8
27. Page G. Professional socialization of valuation students: what the literature says / G. Page // 10 th Pacific Rim Real Estate Society Conference [Electronic resource]. Bangkok, 2004. Mode of aces: http://www.prres.net/papers/ Page_An_Exploration_of_Professional. pdf.