Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей

Авторы:
Куликова Татьяна Николаевна,Софьина Вера Николаевна,Галченко Анна Сергеевна,Лебедева Мария Евгеньевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_122

Полный текст918,92 КБ

Введение. В статье описываются подходы к изучению понятия психологической безопасности профессиональной среды и ее значение для эффективности профессиональной деятельности руководителей. Приводятся различные аспекты психологической безопасности профессиональной среды. С позиции системного подхода профессиональная среда рассматривается как акмеологическая система, оказывающая влияющие на эффективность управленческой деятельности. Материалы и методы. С целью формирования представлений о ключевых понятиях данной статьи использовался метод теоретического анализа психологической и акмеологической литературы. В качестве эмпирических методов исследования применялись методы наблюдения и интервью руководителей. Результаты исследования. Личностно-профессиональное развитие руководителей рассмотрено в акмеологической системе «Профессиональная среда». Определены и проанализированы структурные и функциональные компоненты акмеологической системы. Выделены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на компоненты профессиональной среды руководителей. Выявлена взаимосвязь психологической безопасности профессиональной среды руководителей и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие. Обсуждение и выводы. Обозначена концептуальная специфичность факторов, влияющих на компоненты профессиональной среды в зависимости от сферы профессиональной деятельности руководителей. Выявление и изучение данных факторов может стать основой для формирования и развития полипрофессиональной компетентности руководителей.

Куликова Татьяна Николаевна
-
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ge_ta_@mail.ru

Софьина Вера Николаевна
доктор психологических наук, профессор
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
paralel777@mail.ru

Галченко Анна Сергеевна
-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Anne-g@yandex.ru

Лебедева Мария Евгеньевна
-
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
makarova030@mail.ru

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: моногр. – СПб.: Союз, 2002. – 271 с.
2. Баева И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. – 2006. – № 1(1). – С. 66– 68.
3. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / Под ред. И.А. Баевой. – М.: Нестор-история, 2011. – 272 с.
4. Ваганов П.А. Человек – Риск – Безопасность. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 160 с.
5. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М.: РАГС, 1998. – 125 с.
6. Данилова О.Ю. Профессиональная Я-концепция личности руководителя (методика изучения) // Теория и практика общественного развития, 2013. – № 3. – С. 75– 79. 7. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.: Луч, 1993. – 32 с.
8. Дикая Л.Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание педагога // Человек. Сообщество. Управление. – 2012. – № 3. – С. 75–88.
9. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 202 с.
10. Донцов А.И. Психология безопасности: учеб. пособие / А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина. – М.: Юрайт, 2015. – 276 с.
11. Зазыкин В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: Психолого-акмеологические основы. – М.: РАГС, 1994. – 267 с.
12. Катушонок И.Ю., Куликова Т.Н., Софьина В.Н. Исследование мотивационной направленности студентов и руководителей в области управления персоналом // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. – С. 540–542.
13. Катушонок И.Ю., Куликова Т.Н., Софьина В.Н. Исследование развития деловых и личностных качеств студентов и руководителей в области управления персоналом // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. – С. 538–539.
14. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 176 с.
15. Котик М.И. Психология и безопасность: моногр. – СПб: Питер, 2006. – 285 с.
16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // GESJ: Education Science and Psychology. – 2013. – № 1(23). – С. 59–64.
17. Кузьмина Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: моногр. – СПб: Евразийский открытый институт, 2008. – 376 с.
18. Куликова Т.Н. Исследование ценностей руководителей высшего звена // Научное мнение. – 2020. – № 9. – С. 60–68.
19. Куликова Т.Н., Макарова М.Е., Софьина В.Н. Психологический подход к анализу полипрофессиональной компетентности руководителей // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. – С. 502–504. 20. Куликова Т.Н., Софьина В.Н. Психологический подход к анализу стилей управления руководителей высшего звена // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2020. – № 2. – С. 321–332.
21. Куликова Т.Н., Софьина В.Н., Макарова М.Е. Психологическая оценка развития управленческой компетентности руководителей высшего звена // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 29 сент. 2020. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2020. – С. 557–559. 22. Куликова Т.Н., Софьина В.Н., Макарова М.Е., Галченко А.С., Беляева А.А. Психологический подход к анализу командных ролей руководителей высшего звена // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2020. – № 2. – С. 333–346.
23. Макарова М.Е., Куликова Т.Н. Акмеологический подход к анализу профессионально важных качеств руководителей // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 29 сент. 2020. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2020. – С. 560–561.
24. Макарова М.Е., Куликова Т.Н., Галченко А.С., Софьина В.Н. Исследование развития профессионально важных качеств у руководителей различных направлений // Научное мнение. – 2020. – № 10. – С. 27–34.
25. Макарова М.Е., Куликова Т.Н., Софьина В.Н. Психологический подход к разработке модели профессиональных компетенций руководителей органов внутренних дел // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. – С. 515–517.
26. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
27. Пухарева Т.С. Психологическая безопасность и ее роль в профессиональном развитии личности // Психолог. – 2016. – № 2. – С. 9–19.
28. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 96 с.
29. Софьина В.Н., Куликова Т.Н., Макарова М.Е. Психологический подход к исследованию соотношения компетенций и профессионально-важных качеств руководителей // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. – С. 482–484.
30. Софьина В.Н., Макарова М.Е., Куликова Т.Н. Соотношение личностно-профессиональных свойств руководителей и управленческих компетенций // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. – С. 479–481. 31. Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности студентов в системе учебно-научно-профессиональной интеграции: моногр. – СПб.: Сев.-Зап. ин-т упр. РАНХиГС. – 2015. – 180 с.
32. Стрекалова Н.Д., Семенов В.A., Рогова Г.И. Профессиональная среда как фактор профессионального развития государственных служащих налоговой службы // Управленческое консультирование. – 2014. – № 2. – С. 15–26.
33. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: дис. … докт. психол. наук. – М., 2004. – 332 с. 34. Эксакусто Т.В., Дуганова Ю.К. Развитие личностного потенциала субъектов психологической безопасности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 54.

Ключевые слова:
психологическая безопасность, профессиональная среда, руководители, акмеологическая система, личностно-профессиональное развитие.

Для цитирования:
Галченко А.С., Куликова Т.Н., Лебедева М.Е., Софьина В.Н. Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 122–141. DOI 10.35231/18186653_2021_2_122

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина