В статье рассматривается взаимосвязь личностных особенностей и мотивационных факторов у сотрудников органов внутренних дел на первом году службы, способствующих эффективному выполнению задач в их служебной деятельности. Излагаются психологические концепции структуры личности и описание мотивационных факторов. Выявлено соотношение личностных особенностей и мотивационных факторов сотрудников органов внутренних дел на первом году службы. Проведено обоснование эмпирического исследования. Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 80 человек, сотрудников органов внутренних дел на первом году службы (52 мужчины, 28 женщин), в возрасте 22-30 лет. При обследовании использовались личностные и мотивационные опросники: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик[31]; «Пятифакторный личностный опросник-FFI» (Р. Маккрае, П. Коста, автор адаптации М.В. Бодунов, С.Д. Бирюков)[32]; методика СЖО (смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева)[33]; методика изучения мотивов профессиональной мотивации (К. Замфир в модификации А.А. Реан)[34]; методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартин[35]. Результаты исследования. На основании проведенного исследования было установлено, что существует прямая и обратная взаимосвязь мотивационных факторов и личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел на первом году службы: мотивационный фактор «Потребность в высоком заработке и материальном поощрении» со шкалой «Тревожность»; мотивационный фактор «Потребность в физических условиях работы» со шкалами: «Пессимистичность», «Импульсивность», «Социальная интровертированность»; мотивационный фактор «Потребность в структурировании» со шкалами «Сверхконтроль», «Индивидуалистичность», «Адаптационный потенциал индивида»; мотивационный фактор «Потребность в социальных контактах» со шкалами «Сверхконтроль», «Пессимистичность», «Адаптационный потенциал индивида», «Доброжелательность»; мотивационный фактор «Потребность во взаимоотношениях» со шкалами «Сверхконтроль», «Социальная интровертированность», «Адаптационный потенциал индивида», «Доброжелательность»; мотивационный фактор «Потребность в признании» со шкалами «Сверхконтроль», «Эмоциональная лабильность», «Результат жизни»; мотивационный фактор «Потребность в стремлении к достижениям» со шкалами: «Сверхконтроль», «Социальная интровертированность», «Адаптационный потенциал индивида», «Психологическая готовность к несению службы с оружием»; мотивационный фактор «Потребность во власти и влиятельности» со шкалами «Сверхконтроль», «Оптимистичность», «Социальная интровертированность», «Адаптационный потенциал индивида»; мотивационный фактор «Потребность в разнообразии и переменах» со шкалами «Эмоциональная лабильность», «Адаптационный потенциал индивида», «Психологическая готовность к несению службы с оружием»; мотивационный фактор «Потребность в креативности» со шкалами «Эмоциональная лабильность», «Импульсивность»; мотивационный фактор «Потребность в самосовершенствовании» со шкалой «Оптимистичность»; мотивационный фактор «Потребность в интересной, полезной работе» со шкалами «Осмысленность жизни», «Цели в жизни», «Результат жизни». Обсуждение и выводы. Проведенное исследование свидетельствует о наличии взаимосвязи между личностными особенностями (мотивационно-ценностной направленности, эмоционально-волевых, коммуникативных качеств) и совокупностью мотивационных факторов, влияющих на работоспособность, саморазвитие, являющихся ключевым моментом в механизме формирования поведения в профессиональной деятельности.
Белов Василий Васильевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru.
Пестова Светлана Сергеевна-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Svetlana__Pestova@mail.ru
1. Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2017. – № 4. – С. 43–57.
2. Белов В.В. Системно-эволюционный и культурно исторический подходы к исследованию развития личности // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сб. тр. конф. – 2018. – С. 16–20.
3. Белов В.В., Карпов В.В. Мотивы деятельности руководителя военной организации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2009. – №2(42). – С. 207–217.
4. Bandura A. Self-efficacy: the exercise of control. N. Y.: W.H. Freeman & Co, 1997.