Взаимосвязь учебной активности и психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности студентов-психологов

Авторы:
Сидорова Александра Александровна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_2_53

Полный текст543,90 КБ

Введение. Многие выпускники не готовы к выполнению своей профессиональной деятельности, но эта неготовность не измеряется количеством знаний, умений, навыков. Зачастую выпускники психологически не готовы к выполнению своей профессиональной деятельности. В данной статье сделано предположение, что психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности взаимосвязана с учебной активностью. Подтверждение этой гипотезы открывает новые перспективы в подготовке будущих специалистов. Объект исследования - студенты третьего и четвертого курса, обучающиеся по направлению 37.03.01 Психология; предмет исследования - учебная активность и психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности. Материалы и методы. Исследование проводилось в 2020 г. Выборка составила 43 человека, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология. Были проведены следующие методики: опросник учебной активности (А.А. Волочков); тест «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина); методика «Структура мотивации трудовой деятельности» (М. Замфир); тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (Т.Д. Дубовицкая). Также было проведено анкетирование по выявлению психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности. Результаты исследования. В ходе исследования студенты были разделены на три группы по уровню активности. Далее по группам были проанализированы результаты анкеты. Потом был проведен корреляционный анализ между показателями активности и готовности к выполнению профессиональной деятельности. Обсуждение и выводы. В ходе проведенного исследования было выявлено, что учебная активность взаимосвязана с показателями, характеризующими психологическую готовность к выполнению профессиональной деятельности. Также при анализе результатов анкеты было выявлено, что студенты с более высокой учебной активностью отличаются большей осознанностью в отношении профессии, готовы выполнять свои будущие профессиональные обязанности. На основании проведенного исследования были сформулированы рекомендации по психологической подготовке студентов.

Сидорова Александра Александровна
кандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.sidorova@lengu.ru

1. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии: моногр. – М.: Смысл, 2003.
2. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход: моногр. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007.
3. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. – 2011. – № 12 (35). – Т. 2. – С. 60–62.
4. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности. Новые экспериментальные данные: моногр. – М., 1916.
5. Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2015. – №4.
6. Пятницкая Г.А. Профессиональные компетентности в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. – Т. 14. – № 2–5. – С. 1181–1183.
7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. 8. Узнадзе Д.Н. Общая психология / пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадазе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004.

Ключевые слова:
учебная активность, психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности, мотивация.

Для цитирования:
Сидорова А. А. Взаимосвязь учебной активности и психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности студентов-психологов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 2. – С. 53–66. DOI 10.35231/18186653_2021_2_53

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина