В статье приведены результаты исследования профессионально важных качеств (ПВК) личности, необходимых для профессии учителя начальных классов. Проведена экспертная оценка профессионально важных качеств личности учителя начальных классов с использованием психографического опросника, предложенного Т. П. Зинченко. Определена структура профессионально важных качеств учителей начальных классов. Сформулирован оптимальный перечень методик определения профессиональной психологической пригодности учителей начальных классов. Введение. Большинство существующих работ по проблеме профессиональной пригодности к профессии учителя начальных классов относятся к концу ХХ в. и ранее. Современное общество наряду с существующими требованиями к личности педагога предъявляет новые императивы, обусловленные спецификой современного развития. Многие качества педагога, обозначенные в педагогических работах, практически не могут быть диагностированы с помощью существующих психологических методов. Все вышесказанное обусловило целесообразность изучения ПВК педагога начальных классов, выполняющего свои профессиональные обязанности в первой половине XXI в. Материалы и методы. Применительно к данному исследованию использовался функционально-деятельностный подход. В ходе исследования были использованы следующие методы: анкетирование, анализ результатов деятельности, методы математической статистики. Результаты исследования. По результатам психографического исследования были выявлены профессионально важные качества учителей начальных классов, определена структура профессионально важных качеств учителей начальных классов. Обсуждение и выводы. В ходе исследования был выявлен оптимальный перечень психодиагностических методик, позволяющих оценить уровень развития необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей учителя начальных классов качеств.
Панкратова Валерия Геннадьевна-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
lera212az92@mail.ru
1. Бодров В. А. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. – С. 648, 652–659.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М., СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – С. 418–419.
3. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: Наука, 1970. – С. 5–11.
4. Дмитриева М.А. Профессиональное долголетие // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1991.
5. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. – М.; Воронеж, 1996. С. 75–85.
6. Кoржoвa Е. Ю. Челoвек кaк cубъект жизнедеятельнocти и егo прoфеccиoнaльнoе здoрoвье / пoд ред. Г. C. Никифoрoвa. – CПб.: Речь, 2006. – C. 113–140.