Введение. Исследование посвящено интеллектуальным особенностям обучающихся младшего подросткового возраста с разным уровнем лингвистической подготовки. Результаты, представленные в статье, позволяют уточнить данные о взаимосвязи уровня развития познавательных психических процессов и лингвистической подготовки. Материалы и методы. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методики: «Память на числа», «Интеллектуальная лабильность», методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба» (Буквенный вариант), тест исследования интеллекта Р. Амтхауэра. Результаты исследования. Проведенный сравнительный анализ позволил выявить различия значений показателей познавательных психических процессов у обучающихся младшего подросткового возраста с разным уровнем лингвистической подготовки. Результаты корреляционного анализа зафиксировали корреляционные связи только в выборках обучающихся со средним уровнем лингвистической подготовки, тогда как в выборках с низким и высоким уровнем лингвистической подготовки такая связь не выявлена. Обсуждение и выводы. Проведенный анализ выявил, что значения показателя памяти на числа и избирательности внимания существенно выше у обучающихся с высоким уровнем лингвистической подготовки по английскому языку по сравнению с одноклассниками со средним и низким уровнем. Значения показателя концентрации и переключаемости внимания (интеллектуальной лабильности) существенно выше у обучающихся с высоким и средним уровнем лингвистической подготовки по английскому языку по сравнению с одноклассниками с низким уровнем.
Куницына Ирина Анатольевна кандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
i-kunitsyna@yandex.ru
Флит Семен Шулимович-
МБОУ «Гимназия» г. Выборг
Санкт-Петербург, Российская Федерация
senya_flit@mail.ru
Яхудина Елена Николаевнакандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e.yahudina@lengu.ru
1. Алешинская Е.В. К вопросу о психологических аспектах изучения английского языка // Litera. – 2014. – № 4. – С. 119–139.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: [в 2 томах]. – М.: Педагогика, 1979. – 420 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – 2-е изд. – М.: Мысль, 2014. – 313 с.
4. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2021. – 224 с.
5. Кондратенко Т.Л. Сущностные характеристики понятия «лингвистическая подготовка» и его интерпретация в современной парадигме языкознания / // Язык, речь, общение в контексте диалога языков и культур: сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т.; редкол.: О.И. Уланович (отв. ред.) – Минск: Изд. центр БГУ, 2012. – С. 116–124.
6. Неустроева О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна // Europeanresearch. – 2015. – №6 (7).
7. Флеров О.В. Блог как средство обучения английскому языку // Педагогика и просвещение. – 2014. – № 4. – С. 66–73.
8. Эриксон Э. Х. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие / пер. с англ. [Андреева А.Д. и др.] общ. ред. и предисл. д-ра психол. наук. А.В. Толстых. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2006. – 341 с.