Введение. Актуальность темы определяется малой изученностью взаимодействия кинематографа и религии в отечественной гуманитаристике. За рубежом академические исследования в этой области активизировались в последних десятилетиях ХХ века - создавались образовательные программы, проводились конференции. В России же до сих пор данная тема представлена только в формате отдельных статей и нескольких монографий. Обращение к иностранным источникам даёт возможность расширить предметное поле и методологию исследований. Содержание. В статье представлены в основном работы североамериканских авторов, которые были изданы за последние двадцать лет. Внимание уделялось прежде всего теоретической стороне исследуемой темы, различные практические способы анализа фильмов были оставлены за пределами рассмотрения. Во время работы с авторскими источниками представлялось важным выделить два ключевых вопроса: 1) какие фильмы являются подходящими для исследования их взаимосвязи с религией; 2) какая теоретическая база помогает ученому найти подходы для изучения данной темы. Выводы. Анализ статей и монографий показал, что четких критериев для формирования предметного поля исследований данной темы не выработано. Были выявлены три подхода, чаще всего встречающиеся в изученной литературе: 1) подход, основанный на функционалистской теории, объясняющий религию и кино во взаимосвязи, прежде всего - как объекты социально-практической значимости; 2) феноменологический подход, в рамках которого явления религии и кино рассматриваются также в очевидном для феноменологов сходстве, но уже на метафизическом уровне; 3) антропологический подход, который включает в себя герменевтический, семиотический, культурантропологический методы. Перечисленные подходы не являются специфичными для изучения указанной темы, они успешно применяются и в других научных областях. В рамках религиоведения реализуется широкий спектр методологических установок и инструментов, заимствованных из других дисциплин, именно это делает науку о религии наиболее продуктивной теоретической базой для исследования темы кино и религии.
Сучкова Олеся Александровна-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
aboveall@yandex.ru
1. Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 560 с.
2. Клюева Л. Б. К проблеме трансцендентального кино. Исследование П. Шредера «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон, Дрейер» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2012. – №. 4. – С. 73–88.
3. Красников А. Н. Методология западного религиоведения второй половины ХIХ – ХХ веков: автореф. дис. ... докт. филос. наук. – М., 2007. – 50 с.
4. Рахманин А. Ю. Методологический агностицизм Н. Смарта и философия обыденного языка: к постановке проблемы // Эпистемология и философия науки. – 2017. – Т. 54. – №. 4. – С. 160–174.
5. Bazin A. Cinema and theology // Bazin at Work: Major essays and reviews from the Forties and Fifties / ed. and transl. by A. Pierre and B. Cardullo. – New York: Routledge, 1997. – pp. 61–75.
6. Bird M. Film as Hierophany // Horizons. – 1979. – Vol. 6. – No. 1. – pp. 81–97.
7. Bordwell D. On the history of film style. – Cambridge (MS), London: Harvard University Press, 1997. – 336 p.
8. Christianson E. S., Francis P., Telford W. Cin?ma divinit?: Religion, theology and the Bible in film. – London: SCM Press, 2005. – 373 p.
9. Deacy C. Faith in film: religious themes in contemporary cinema. – Aldershot: Ashgate, 2005. – 170 p.
10. El Khachab W. Cinema as a sacred surface: ritual rememoration of Transcendence // Kinephanos: Journal of Media Studies and Popular Culture. – 2013. – Vol. 4. – pp. 32–47.
11. Fraser P. Images of the passion: The sacramental mode in film. – Westport, CT: Praeger Publishers, 1998. – 152 p.
12. Jean Epstein: Critical essays and new translations / ed. by S. Keller and J. N. Paul. – Amsterdam: Amsterdam University Press, 2012. – 440 p.
13. Johnston R. K. Reel spirituality (Engaging culture): Theology and film in dialogue. – Grand Rapids: Baker Academic, 2006. – 352 p.
14. Last R. A. Style-sensitive approach to religion and film // Numen. – 2012. – Vol. 59. – No. 5–6. – pp. 545–563.
15. Lyden J. C. Film as religion: Myths, morals, and rituals. – New York: NYU Press, 2003. – 300 p.
16. Lyden J. C. To commend or to critique? The question of religion and film studies // Journal of Religion and Film. – 1997. – Vol. 1. – Iss. 2. – Art. 6.
17. Martin J. Screening the sacred: Religion, myth, and ideology in popular American film. – Boulder: Westview Press, 1995. – 207 p.
18. Mitchell J. P. Theology // Encyclopedia of religion and film / ed. by E. M. Mazur. – SantaBarbara: Abc-Clio, 2011. – pp. 423–429.
19. Nolan S. Film, Lacan and the subject of religion: a psychoanalytic approach to religious film analysis. – London: Bloomsbury Publishing, 2009. – 232 p.
20. Nolan S. The books of the films: Trends in religious film-analysis // Literature and Theology. – 1998. – Vol. 12. – No. 1. – pp. 1–15.
21. Ostwalt C. Teaching religion and film: A fourth approach // Teaching religion and film / edited by G. J. Watkins. – New-York: Oxford University Press, 2008. – 328 p.
22. Plate S. B. Film and religion // Encyclopedia of Religion / L. Jones, ed. in chief. – Vol. 5. – Detroit [etc.]: Macmillan Ref., 2005. – pp. 3097–3103.
23. Schrader P. Transcendental style in film Ozu, Bresson, Dreyer. – Oakland: University of California Press, 2018. – 232 p.
24. Wright M. Religion and film: an introduction. – London: IB Tauris, 2006. – 256 p.