Введение. Динамику религиозных трансформаций на Дальнем Востоке в постсоветский период можно дефинировать как процесс перехода: от «религиозного ренессанса» разнообразных религиозных общин в рамках сепарационного типа государственно-церковных отношений, к стагнации и поиску «новой религиозности» в религиях и духовных практиках, которые выходят за рамки культурной традиции исторически «православных» этносов. Актуальность темы исследования определяется необходимостью научного анализа современного состояния религиозной картины региона, а также анализа трансграничных взаимодействий российского Дальнего Востока и сопредельных государств в религиозной сфере. Содержание исследования. Российский Дальний Восток к началу 1990-х годов продолжал оставаться самым секулярным регионом страны. Религиозные организации стали активно «выходить из тени» в начале 1990-х, чему способствовала политика государства, которая стала базироваться на концепте «свободная церковь - свободное государство». Православие возрождалось на основе исторического бэкграунда. Развитие в 1990-е годы на Дальнем Востоке России протестантской религиозной традиции, возрождение и создание общин и групп различных протестантских церквей во многом определялось материальной и моральной поддержкой дальневосточных верующих со стороны зарубежных миссионерских организаций. В начале XXI в. консолидированный российский протестантизм готов был выйти на политическую арену. Укрепляются позиции русского православия, епархии заключают ряд значимых соглашений с государственными органами управления. Начинается процесс десекуляризации образования. В десятые годы XXI в. уменьшается количество протестантских организаций, а молодежь в возрасте от 18 до 25 лет начинает выбирать НРД, возрастает интерес к кришнаитам, молодежь ищет новые духовные знания. Традиционные формы религии не дают ответов на духовные вопросы, так как, вероятно, вопросы эти ограничены культурно-образовательным уровнем субъекта, которому желательна простота и «научная мистика» ответов. Необычным для региона является интерес русской молодежи к исламу. Жёсткость институционального регулирования занятости на Дальнем Востоке приводит к миграционной убыли населения. Все это рождает новую социальную и этническую картину Дальнего Востока и новые «поиски» религии. Выводы. Религиозная динамика на Дальнем Востоке в постсоветский период представляет «маятниковую» трансформацию: от «взрывной религиозности» 1990-х гг., через период стабильности, который перешел в стагнацию и формализацию религиозной жизни, к периоду поиска «новой» религиозности. На фоне современной системы ограничений и запретов для «нетрадиционных» религиозных организаций РПЦ принимает на себя идеологические функции, что вызывает протест. У молодежи появляется реальная возможность широкого выбора и некоего «конструирования» религии, элементами и формами которой становятся многообразные культовые практики.
Поспелова Александра Ивановнадоктор философских наук, профессор
Северо-Восточный государственный университет
Магадан, Российская Федерация
pospp7@yandex.ru
Дударенок Светлана Михайловнадоктор исторических наук
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока
Владивосток, Российская Федерация
dudarenoksv@gmail.com
Федирко Оксана Петровнадоктор исторических наук
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока
Владивосток, Российская Федерация
fedenka.67@mail.ru
1. Башлыков Т. В. Религиозная ситуация на территории Крайнего Северо-Востока России: состояние и тенденции развития: моногр. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. – 215 с.
2. Барышева Е. В. «Фабрика переделки сознания»: символика советских парков культуры и отдыха в репрезентации власти 1920–1930-х гг. // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2016. – № 1 (148). – С. 9–25.
3. Васькин А. А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. – М.: Спутник+, 2009. – 229 c.
4. Дударенок С. М., Поспелова С. В., Поспелова А. И. Особенности религиозной ситуации в Магаданской области (60–90 гг. ХХ в.) // Религиоведение. – 2003. – № 3. – С. 34–50.
5. Дударенок С. М. Религия, церковь, верующие на российском Дальнем Востоке в конце XIX–XX веке // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. – 2015. – № 50. – С. 368–397.
6. Никульников В. А., Свищев М. П. Конфессиональная ситуация в Хабаровском крае. История и современность // Методика. Информация. Практика. – Хабаровск. – 2001. – № 1 (35). – С. 46–106.
7. Омелянчук С. Н. Развитие миссионерского движения в Приморском крае // Второй съезд Евангельских Церквей Приморского края. Сборник докладов. – Владивосток, 2003. – С. 26–30.
8. Поспелова А. И. Сравнительный анализ религиозной ситуации в магаданской области и данных службы «Среда // Социология религии в обществе позднего Модерна: сборник статей по материалам IV Международной научной конференции. – Белгород: Издательский дом «Белгород», 2014. – С. 193–200.
9. Поспелова А. И., Поспелова С. В. Магаданская область // Православная энциклопедия. – Том. XLIII. МАКСИМ – МАРКЕЛЛ. – М.: Изд-во: «Православная энциклопедия», 2016. – С. 427–432.
10. Пациорковский В. В., Симагин Ю. А., Муртузалиева Д. Д. Динамика численности населения приоритетных геостратегических территорий России в 2010–2018 годах // III Римашевские чтения. Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни. Сборник материалов международной научно-практической конференции (Москва 27 марта 2020 г.) / отв. ред. В. В. Локосов. – М.: ИСЭПН ФНИСЦ РАН, 2020. – С. 47–51.
11. Трансформации религий в современном обществе и культуре: моногр. / под ред. М. Ю. Смирнова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. – 140 с.
12. Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Экспансия: моногр. – М.: ГУП «Бузулукская тип.», 2000. – 217 с.
13. Федирко О. П. Ревитализация религии на российском Дальнем Востоке в 1980– 2000-е гг. // Россия и АТР. – 2020. – № 2. – С. 118–131.
14. Luckmann T. The Invisible Religion. – New York: Macmillan, 1967. – 128 p.
15. Cole Durham, jr. W. Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections // Pontifical Academy of Social Sciences. 2011. April 30. pp.1–22.