Введение. Современные православные священники, кроме богослужения занимаются также организаторской работой, душепопечением и другими действиями для осуществления которых нужны практические навыки и специальные знания. В статье излагаются данные исследования проблемы соответствия образовательных программ в православных учебных заведениях практическим потребностям пастырского служения. Образование священников в статье рассматривается с точки зрения двух направлений: «обучение» и «воспитание». Содержание исследования. Образование в православных духовных семинариях сегодня находится в процессе трансформации. Традиция, в которой священникам не давали практических рекомендаций по служению на приходе, продолжает существовать, но при этом происходят изменения в связи с требованиями перехода на Болонскую систему. В статье анализируются программы курса «Пастырское богословие» и содержание основных учебников, по которым ведется преподавание этой дисциплины. Пункты программ были сопоставлены друг с другом с помощью методов контент-анализа. В каждой из них были выделены варианты основных частей, их сходства и различия. Также было проанализировано содержание учебных пособий, упоминаемых в текстах всех программ. Программы курсов по предмету «Пастырское богословие», используемые в разных духовных семинариях повторяют друг друга и кажется, что эти тексты мало отражают реальное содержание лекций по курсу. Все программы составлены так, что богословские основания пастырства и немногочисленные практические советы следуют в них отдельными блоками и очень мало зависят друг от друга. Что касается учебной литературы, то книги, указываемые во всех программах, написаны достаточно давно, почти не дают практических советов и ориентированы на теоретическое изучение дисциплины «Пастырское богословие», а не на практическую подготовку священников. Выводы. Констатируется сосуществование двух подходов подготовке будущих священников. С точки зрения «воспитания» подготовка будущего священника зависит в первую очередь от того, что во время обучения в семинарии с ним происходит большое количество событий, каждое из которых влияет на успех его подготовки. С точки зрения «обучения» предполагается, что качественная подготовка зависит от качества составления учебного курса и того, как он преподается.
Крихтова Татьяна Михайловна-
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Москва, Российская Федерация
krihtova@gmail.com
1. Алексин К. В. Ускользающий священник: трансформация нормативного дискурса РПЦ о пресвитерском служении // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. – 2017. – №. 24. – С. 136–169.
2. Иларион (Алфеев Г. В.), епископ. Православное богословие на рубеже столетий. – Киев: Дух и литера, 2002. – 310 c.
3. Леонтьева Т. Г. Учебный процесс в духовных семинариях России XIX века по воспоминаниям выпускников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. – 2016. – №. 3. – С. 4–16.
4. Рязанцев И. П., Подлесная М. А., Петрова А. А., Козлов И. И., Пахарь А. М. Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2016. – №. 3. – С. 559–575.
5. Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII начало XX в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2009. – №. 25. – С. 25–43.
6. Урбанович Л. Н. К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2016. – №. 1 (40). – С. 17–26.
7. Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943–2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России // Русская православная церковь в ХХ веке на Ивановской земле: документы и материалы: церковно-исторический сборник. – Иваново: НОУ ВПО «Институт управления», 2011. – С. 150–167
8. Храмешин С. Н. Система подготовки православного духовенства для служения на сельских приходах // Теории и проблемы политических исследований. – 2016. – № 4. – С. 224–236.
9. Hoge, Dean R. The first five years of the priesthood: A study of newly ordained Catholic priests. – Collegeville: Liturgical Press, 2002. – 200 p.
10. Kelly H. E. Role satisfaction of the Catholic priest // Social Forces. – 1971. – Vol. 50. – No. 1. – pp. 75–84.