Введение. Гражданская религия является особым социальным феноменом, характеризующимся сакрализацией, религиозной значимостью определенного набора общих символов, идей, ритуалов, ценностей, которые принимаются как общенародные, имеющие надмирный характер, и являющиеся консолидирующими для нации и государства. Содержание. Возможность гражданской религии в современной России определяется событиями, повлиявшими на социально-политическое устройство страны в связи с распадом Советского Союза. Ценностные доминанты привычного уклада граждан были смещены, что в свою очередь привело к поиску консолидирующих общенациональных идей, обеспечивающих единство общества в новых исторических реалиях. При этом набор элементов возможной гражданской религии России не находится в статическом состоянии, зависит от меняющихся политических и социальных условий внешнего и внутреннего мира и может дрейфовать из сильного состояния в слабовыраженное. Выводы. Гражданская религия в современной России продолжает формироваться как институт, находясь в состоянии становления. Уже можно предположительно говорить о некоторых трендах, специфически присущих феномену гражданской религии. Одним из этих трендов является укрепляющийся союз государственных институтов и Русской православной церкви, с ее мощным символическим капиталом, включенностью в историческое прошлое и настоящее государства.
Егоров Владимир Александрович-
Русская христианская гуманитарная академия
Санкт-Петербург, Российская Федерация
egorov1@mail.ru
1. Арсланова (Михайленко) Е. Б. Великая Победа 1945 года как основополагающий ритуал России (в контексте национальной идентичности) // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2011. – № 1 (86). – С. 13–25.
2. Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты – М.: Прогресс–Традиция, 2011. – 1024 с.
3. Красиков А. Русская Православная Церковь. От службы государевой к испытанию свободой // Новые церкви, старые верующие – старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / под ред. Киммо Каариайнена, Дмитрия Фурмана. – М.; СПб.: Летний сад, 2007. – С. 134–229.
4. Пронина Т. С. «Гражданско-религиозный» тип идентичности современных россиян // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2015. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 210–220.
5. Пронина Т. С. Религия и поиски идентичности в постсоветской России: моногр. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. – 300 с.
6. Пронина Т. С. Традиция и идеологическая «экз-аптация» христианства в современной России // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 45. – С. 83–91.
7. Сердюков Ю. М., Забияко А. П., Кобызов Р. А. Современные контексты магии, религии и паранауки. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
8. Смирнов М. Ю. Мифология и религия в российском сознании: Методологические вопросы исследования. – СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад» 2000. – 128 с.
9. Хренов Н. А. Культура в эпоху социального хаоса. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 448 с.
10. Шмид У. Политическая религия в России. конституция 1993 года как Священное Писание // Логос. – 2014. – № 3. – С. 231–242.