Профессиональный дискурс религиоведческих исследований в России: на перекрестках высказываний и смыслов

Авторы:
Рязанова Светлана Владимировна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_1_95

Полный текст822,61 КБ

Введение. Статья посвящена установлению закономерностей дискурса о религии в пространстве российской культуры. Профессиональный дискурс религиоведения рассматривается как определяющий для понимания религии в системе образования, СМИ и текстах судебных экспертиз. Внимание уделяется механизмам формирования и факторам эволюции высказываний о религии в научных исследованиях и в публичном пространстве. Массив текстов, посвященных религиозным феноменам, предстает как лоскутный, лишенный единой логики и общего языка описания. Содержание. Автор определяет набор социальных акторов, выступающих в качестве создателей дискурса о религии. К акторам коллективного типа принадлежат сообщества верующих, СМИ, образовательные организации, политико-правовые институты и профессиональные сообщества ученых. Внешнее позиционирование этих групп и принципы их функционирования определяют подходы в понимании религии, принципы и содержание высказываний. Для религиозных сообществ сложные обстоятельства их самоопределения в публичном пространстве и уровень их гетерогенности не способствуют формированию универсального языка самоописания. Образовательные институции не сформировали обоснованного и завершенного подхода в отношении религии, вне зависимости от типа учреждения. Преподавание дисциплин, связанных с религией, зависит от индивидуальных факторов, дефицита подготовленных кадров и сегментарности учебных курсов, что приводит к возникновению симулякра осведомленности о религии. Участие СМИ в формировании дискурса о религии характеризуется низким уровнем адекватных публикации о религиозных феноменах. Результаты деятельности СМИ зависят от функционирования системы образования, финансовой привлекательности темы и уровня ксенофобии автора. Политико-правовые институты задают только границы допустимых высказываний, вне учета инструментария говорения. Выводы. Научный подход к религии оказывается зависим от набора индивидуальных характеристик исследователя, административного влияния, системы наукометрии и научных авторитетов, кадровой политики и взаимоотношений между профессиональными сообществами. Дискурс о религии в настоящее время реализуется как социально обусловленный, идеологически адаптированный и недооформленный конструкт, оставляющий открытым вопрос о перспективах религиоведения.

Рязанова Светлана Владимировна
доктор философских наук
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН
Пермь, Российская Федерация
[email protected]

1. Антонов К. М. От дореволюционной науки о религии к советскому религиоведению: трансформация системы научно-исследовательских программ и формирование «советской» формации дискурса о религии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1. Богословие. Философия. Религиоведение. – 2013. – Вып. 6 (50). – С. 67–97.
2. Бородина Е. А. Биографический метод в реконструкции истории формирования религиозного сообщества (на примере церкви «Свет Истины») // Технологос. – 2020. – № 1. – С. 57–66.
3. Воронцова Е. В. Программы конкретно-социологических исследований религиозности населения А. И. Клибанова и А. И. Демьянова // Вестник Вестник Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. Серия 1. Богословие. Философия. Религиоведение. – 2018. – Вып. 78. – С. 135–145.
4. Глушаев А. Л. Атеистическая литература 1950-х – 1980-х годов как источник по истории евангельских церквей СССР // Вестник Пермского университета. Сер. «История». – 2018. – Вып. 4 (43). – С. 117–123.
5. Давыдов И. П. «Черный ящик» российского религиоведения в свете акторно-сетевой теории Бруно Латура // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2015. – Т. 6. – Вып. 1. – С. 193–203.
6. Исаев С. А. Рецензия на монографию: Фадеев И. А. Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе // Петербургский исторический журнал. – 2017. – № 4 (16). – С. 310–325.
7. Колмакова М. В. Изучение деятельности нетрадиционных религиозных движений в России в 70 гг. ХХ века // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2013. – Т. 14. – Вып. 1. – С. 52–55.
8. Колмакова М. В. Направления исследований религиозного сектантства в работах советских ученых 60–80 гг. ХХ века // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». – 2017. – № 1(3). – С. 192–198.
9. Костылев П. Н. Институциализация религиоведения в Московском университете в первой половине ХХ в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1. Богословие. Философия. Религиоведение. – 2013. – Вып. 5 (49). – С. 79–95.
10. Меньшикова Е. В. Из истории отечественного религиоведения: осмысление предмета и методов в 20-30 годы ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – С. 38–42.
11. Меньшикова Е. В. Проблемное поле религиоведческих исследований в 20-30 гг. ХХ века (к истории отечественного религиоведения) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2010. – № 3. – С. 37–39.
12. Меньшикова Е. В., Яблоков И. Н. О периодах в истории отечественного религиоведения // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2011. – № 5. – С. 98–116.

Ключевые слова:
религиоведение, дискурс о религии, научный язык, факторы формирования дискурса.

Для цитирования:
Рязанова С. В. Профессиональный дискурс религиоведческих исследований в России: на перекрестках высказываний и смыслов / С. В. Рязанова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 1. – С. 95–112. DOI 10.35231/18186653_2021_1_95

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина