Культурные практики просьюмеризма

Авторы:
Конева Анна Владимировна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_1_54

Введение. Статья посвящена изучению динамики современных культурных практик в ситуации смены культурной парадигмы. Постановка проблемы трансформации культурных практик связывается с проблематизацией идентичности современного субъекта в контексте культуры постпотребления. Содержание. Трансформация парадигмы культуры, глобализационные тенденции и цифровизация влияют на культурные практики индивидов и совокупных субъектов европейского общества и их идентификационные стратегии. Современные культурные практики исследуются в контексте потребительских стратегий. Внимание фокусируется на нескольких аспектах. Во-первых, проводится анализ основных процессов трансформации культуры. Вовторых, рассматривается субъект культурных практик и определяются стратегии его идентификации в контексте трансформации парадигмы культуры. В-третьих, выясняется соотношение практик культуры потребления и культуры постпотребления. Выводы. Автор приходит к выводу, что субъект культурных практик идентифицирует себя как проект и индивидуальность, одновременно будучи множественным и включенным в различные сообщества. Тренд потребления подменяется трендом пользования, что делает идентичность текучей, множественной и гибкой.

Конева Анна Владимировна
доктор культурологии, доцент
Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина; Томский государственный университет
Санкт-Петербург, Томск, Российская Федерация
akoneva@list.ru

1. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. – М.: Логос, 2002.
2. Бауман З. От паломника к туристу / пер. с англ. // Социологический журнал. – 1995. – No 4. – С. 133–154.
3. Буденкова В. Е. Просьюмеризм: новый тренд в культуре потребления. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2019. – No 36. – С. 284–286.
4. Гройс Б. Под подозрением: феноменология медиа. – М.: Художественный журнал, 2006.
5. Данилова В. Г. Self-брендинг, или Маркетинг индивидуальности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
6. Конева А. В. Средний класс: мифология успеха // Вестник Самарского государствен- ного университета. – 2004. – No 1 (31). – С. 5–15.
7. Конева А. В. Понятие и структура социального воображения // Вопросы философии. – 2016. – No 5. – С. 51–60.
8. Маклюэн М. Понимание медиа / пер. с англ. – М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц., Куч- ково поле, 2003.
9. Нордстрем Й., Риддерстрале К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. 3-е изд. / пер. с англ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
10. Огилви Д. Огилви о рекламе / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2003.
11. Савельева Е. Н. Переосмысляя Маркса: к онтологии просьюмеризма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2019. – No 36. – С. 287–289.
12. Сурова Е. Э. Идентификационный принцип в культуре // Международный журнал исследований культуры. – 2010. – No 1. – С. 6–17.
13. Сурова Е. Э. Идентичность. Идентификация. Образ. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. 14. Фуко М. Слова и вещи / пер. с фр. – СПб.: А-cad : АОЗТ Талисман, 1994.
15. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. – М.: Республика, 1993.
16. Этциони А. Масштабная повестка дня. Перестраивая Америку до XXI века // Новая технократическая волна на Западе / отв. ред. П. С. Гуревич. – М.: Прогресс, 1986. – С. 293–315.

Ключевые слова:
идентичность, парадигма культуры, культура потребления, просьюмеризм, продьюседж, пост-потребление

Для цитирования:
Конева А. В. Культурные практики просьюмеризма / А. В. Конева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – No 1. – С. 54–64. DOI 10.35231/18186653_2021_1_54

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина