Историко-философские основания концепции социально-исторического времени Корнелиуса Касториадиса

Авторы:
Гашков Сергей Александрович,

DOI:
10.35231/18186653_2021_1_44

Полный текст765,30 КБ

Введение. Анализируя творческое наследие французского философа греческого происхождения Корнелиуса Касториадиса (1922-1997), мы обнаруживаем у него понятие социально-исторического времени, призванное решить онто-гносеологические противоречия, возникающие при применении позитивистского и функционалистского подходов к осмыслению истории общества. Касториадис настаивает на первичности социального воображения по отношению к установленным социальным значениям, поэтому общепринятая «ньютонианская» модель времени может быть признана как вторичная по отношению к осознанию социально-исторического времени. Автору статьи представляется, что такой подход может быть применен в ходе воссоздания «философии истории философии». Содержание. Концепция социально-исторического времени Касториадиса имеет историко-философские корни, которые автор ставит себе задачей эксплицировать. Опираясь на разработку этой концепции в разные периоды творчества философа, автор статьи старается соотнести основные черты данной концепции времени с важнейшими концепциями онтологии времени у Аристотеля, Хайдеггера и Бергсона. Кроме того, немаловажным является значение концепции социального времени, которая развивалась во французской социологии Э. Дюркгеймом, М. Хальбваксом и Г. Гурвичем. Результатом исследования стала реконструкция эволюции воззрений Касториадиса и раскрытие его концепции социального и исторического времени. Выводы. К недостаткам концепции Касториадиса можно отнести ограниченность ее историко-философской обоснованности. Исследование проблемы социально-исторического времени показывает необходимость интеграции подходов к этой проблеме в более широкий диапазон философской мысли.

Гашков Сергей Александрович
кандидат философских наук, доктор философии (Франция), доцент
Балтийский государственный технический университет им. Д. Ф. Устинова «Военмех»
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Блауберг И. И. Анри Бергсон. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 672 с.
2. Гайденко П. П. Время, длительность, вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 464 с.
3. Гуревич А. Я. Средневековый мир. Культура безмолствующего большинства. – М.: Искусство, 1990. – 396 с.
4. Исаков А. Н. Гуссерль и Хайдеггер: две версии философии времени // Вестник СанктПетербургского университета. – 2009. – Сер. 6. – Вып. 4. – С. 41–46.
5. Касториадис К. Воображамое установление общества / пер. с фр. Г. Волковой, С. Офертаса. – М.: Гнозис; Логос, 2003. – 480 с.
6. Катаев Д. В., Вольф Г. Автономия и демократия в концепциях Макса Вебера и Корнелиуса Касториадиса // Вестник Московского университета. – 2015. – Cерия Социология и политология. – № 1. – С. 61–70.
7. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. – СПб.: Ювента; Наука, 1999. – 605 с.
8. Молчанов В. В. Гуссерль и Бергсон: введение времени // Логос. – 2009. – № 3. – С. 82–97.
9. Молчанов В. В. Предисловие // Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. – М.: Логос, 1994. – С. 2–10.
10. Сорокин П. А., Мертон Р. К. Социальное время: опыт методологического и социального анализа // Социологические исследования. – 2004. – № 6. – С. 112–119.
11. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. С. Н. Зенкина. – М.: Новое издательство, 2007. – 348 с.
12. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля, Хайдеггера. – СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. – 460 с.
13. Шубрт Й. Идея времени как социальной категории Э. Дюркгейма: взгляд на одну теоретическую загадку // Социологические исследования. – 2016. – № 8. – С. 98–106.
14. Adams S. Castoriadis’s Ontology. Being and creation. – New-York: Fordham University Press, 2011. – 318 p.
15. Castoriadis C. Sujet et v?rit? dans le monde social-historique S?minaires 1986–1987, La cr?ation humaine I. – Paris: Seuil, 2002. – 500 p.
16. Castoriadis C. Ce qui fait la Gr?ce, 1. D’Hom?re ? H?raclite S?minaires 1982–1983, La cr?ation humaine II. – Paris: Seuil, 2004. – 360 p.
17. Caumi?re P. Le social historique chez Castoriadis et le poids de la pens?e h?rit?e // Cahiers Castoriadis 2. Imaginaire et cr?ation historique. – Bruxelles: FU Saint-Louis, 2007. – pp. 31–63.
18. Dosse F. Castoriadis. Une vie. – Paris: D?couverte, 2018. – 620 p.
19. Poirier N. L’ontologie politique de Castoriadis. Cr?ation et institution. – Paris : Payot, 2011. – 496 p.
20. Schismenos A. Time in the Ontology of Cornelius Castoriadis // SOCRATES, 2017. Vol. 5. No. 3–4. – pp. 54–81.
21. Voegelin E., Order and History II // The collected works of Eric Voegelin. Volume II, The World of the Polis. – New York: UMP, 2000. – 488 p

Ключевые слова:
Касториадис, социально-историческое время, постструктурализм, французская философия

Для цитирования:
Гашков С. А. Историко-философские основания концепции социально-исторического времени Корнелиуса Касториадиса / С. А. Гашков // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 1. – С. 44–53. DOI 10.35231/18186653_2021_1_44

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина