Пролегомены к трансцендентальному экзистенциализму

Авторы:
Порошенко Ольга Юрьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_1_18

Полный текст791,47 КБ

Введение. В статье рассматривается возможность системы трансцендентального экзистенциализма в контексте объединения идей и проблематики трансцендентализма, реализма и экзистенциализма для выработки универсальных оснований познания, опыта мысли и человеческого бытия. Содержание. Гуманистический аспект в трансцендентальной философии Р. Декарта и И. Канта означает поворот от субъективизма к объективности «трансцендентального реализма». Трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля привязывает трансцендентальное к субъективности. Ж.-П. Сартр при помощи соединения феноменологии Э. Гуссерля с философией экзистенциализма пытается добиться психологической достоверности в описании феномена духовной жизни. М. Хайдеггера, в контексте традиции трансцендентализма, интересуют априорные условия осуществления Dasein («бытия-в-мире») или эмпирическая множественность способов осуществления субъективности. Л. Бинсвангер взял из «Критики чистого разума» идею трансцендентально-априорного знания и создал на основе этого свою концепцию базовых априорных структур, назвав их «экзистенциальное априори». В традиции Хайдеггера, Л. Бинсвангер заостряет вопрос на возможности отдельного уникального способа существования человека и его смысла. Отдельное внимание уделяется подходу казанского философа начала XX века К. И. Сотонина. В результате анализа данных концепций возможен вывод о том, что трансцендентальное имеет отношение и к познанию и к условиям нашего опыта. Трансцендентальное имманентно нашему сознанию, но не подлежит наблюдению. Несмотря на то, что в экзистенциальной философии актуализировались уникальность и историчность человеческого присутствия в мире, понятийное описание выражает переживаемое бытие лишь приблизительно. Остается вопрос: возможно ли решение дилеммы между предданостью опыта в экзистенциальных переживаниях и опытом сознания, связанным с процессами конструирования этого мира? Вывод. Ответ на этот вопрос позволяет сформулировать концепцию трансцендентального экзистенциализма как отдельного подхода в области философской антропологии. Трансцендентально-экзистенциальный подход может снять противоречие между психологическими концептами философии модерна и безличностными концептами эпистемологических структур философии постмодерна. Автор рассматривает эвристичность применения понятий «трансценденталия» (nornina transcendentia), «экзистенциал» и «трансэкзистенциал». С помощью этих понятий представляется возможным дать адекватное описание объективного начала в субъективном бытии человека, а также форм «объективной субъективности» в культуре и обществе

Порошенко Ольга Юрьевна
кандидат философских наук, доцент
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Казань, Российская Федерация
olgaporo@mail.ru

1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. – СПб.: Алетейя, 1998. – 507 с.
2. Бинсвангер Л. Бытие- в-мире. – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1999. – 307 с.
3. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. ХХ век: Антология. – М.: Юрист, 1995. – С. 57–69.
4. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия. Введение в феноменологическую философию. – СПб.: Владимир Даль, 2004. – 399 с.
5. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского; прим. Ц. Арзаканяна. – М.: Эксмо, 2011. – 591 с.
6. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Дух, душа и тело. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. – 144 с.
7. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. – 216 с.
8. Можейко М. А. Реализм // История философии: энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – С. 878–879.
9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлев. – М.: Политиздат, 1990. – С. 319–344.
10. Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. – 2-е изд. –
М.: Академический проект; Альма Матер, 2010. – 206 с.
11. Сотонин К. И. Заопытное и трансцендентное (история и метафизика). – Казань: Типолит. Т-ого Д-ма «В. Еремеев и А. Шашабрин», 1915. – 47 с.
12. Фраейр Х. Теория объективного духа. Введение в культурфилософию. – СПб.: Владимир Даль, 2013. – 359 с.
13. Хайдеггер М. Бытие и время. – Харьков: Фолио, 2003. – 503 с.
14. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1987. – 637 с.
15. Ясперс К. Разум и экзистенция. – М.: Канон+; РООИ Реабилитация, 2013. – 336 с.
16. Lewis C. I. Mind and the Word Order: Outline of a Theory of Knowledge. – New York: Charles Scribner's Sons, 1929. – 440 p.

Ключевые слова:
трансцендентальный реализм, трансцендентальный экзистенциализм, априорные экзистенциальные структуры, трансэкзистенциал, экзистенциальная философия

Для цитирования:
Порошенко О. Ю. Пролегомены к трансцендентальному экзистенциализму / О. Ю. Порошенко // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2021. – № 1. – С. 18–30. DOI 10.35231/18186653_2021_1_18

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина